Пирроник, или скептическая философия
Перевод и комментарии Ю.А. Асеева.
- "Академики" - скептики, представители Средней и Новой Академии, последователи Аркесилая и Карнеада. Общим для представителей Средней и Новой Академии было то, что они являлись последователями основателя скептической школы Пиррона (ок. 360 - 270 до н.э.). Общим у них было и то, что в отличие от Пиррона, утверждавшего, что не доказана не только истинность или ложность всех наших знаний, но также, что положение о принципиальной недостижимости достоверного знания столь же не доказано, как и положение, гласящее, что истинное знание нам доступно, - Аркесилай, Карнеад и их единомышленники считали недостижимость для нас истинных знаний доказанной.
Замечание автора статьи, что Анаксагор был элеатом, ошибочно. Ошибочно и утверждение, что Пиррон был учеником Анаксагора. В действительности Пиррон испытал на себе влияние основателя школы софистов Протагора (ок. 480 - ок. 410 до н.э.), основателя киренской школы Аристиппа (ок. 435 - ок. 360 до н.э.) и основателя матери- лизма и атомистики Демокрита (ок. 460 -370 до н.э.).
- Стилпон (ок. 380-300 до н.э.) - дневнегреческий философ; примыкал к школе мега- риков, но выступал против учения мегариков о реальности существования идей.
- Акаталепсия - невозмутимость, к которой, учил Пиррон, необходимо стремиться.
4 Пригород Афин с гимнасием, где преподавал Аристотель, назывался Ликеем, поэтому Ликеем именовали и философскую школу Аристотеля. Пропилей - монументальное здание ворот в Акрополь. Поскольку там воздвигли статую Пиррона, автор статьи помещает у Пропилея скептическую школу.
s Атараксия - бесстрастие, безмятежность.
- Почти все историко-философские статьи Энциклопедии были написаны Дидро, который очень широко использовал обширный труд Иоганна Якоба Бруккера Historia сгі- tica phiiosophiae a mundi incunabilis ad nostram usque actutem deducta Lipsinae, Breitkopf. 1742-1744 - 4 t. Некоторые фрагменты книги Бруккера дословно воспроизводятся в статьях Дидро. Данная статья в этом отношении очень отличается от других историко- философских его статей. Заключительная ее часть - история французского скептицизма - совершенно оригинальная работа Дидро, никак не опирающаяся на компендиум Бруккера.
- Изложение скептического учения в этой статье ведется, как правило, в соответствии с тем, как оно излагается в произведениях выдающегося древнегреческого пиррони- ка Секста Эмпирика (конец II - начало III в.), единственного представителя этой школы, чьи произведения "Пирроновы основоположения" и "Против ученых" дошли до нас и были, разумеется, известны Дидро (см.: Секст Эмпирик. Соч.: В 2 т. М., 1975-1976). Но надо отметить, что Секст, подчеркивая, что с точки зрения пирроника любые противоположные концепции "равносильны", излагает аргументы противоположных доктрин, стараясь показать их "равносильность". Так же Секст поступает, излагая доводы сторонников и противников веры в богов (правда, на деле антирелигиозные аргументы, заимствованные частично у Эпикура, оказываются при этом обширнее и убедительнее прорелигиозных). Дидро же, освещая данный вопрос, опустил прорелигиозную аргументацию, ничего не противопоставив почерпнутым у Секста антирелигиозным доводам.
и Птолемей Клавдий (перв. пол. II в.) - древнегреческий математик, астроном и оптик. Разработанная им геоцентрическая система - высшее достижение античной математической астрономии - была в течение ряда столетий плодотворна как для геометрических конструкций планетных путей, так и для усовершенствования методов наблюдения. Автор статьи заблуждается, приписывая Птолемею антиинтеллектуализм.
- Цельс Авл Корнелий (I в. до н.э. - I в. н.э.) - древнегреческий ученый и писатель; составил большой энциклопедический свод знаний своего времени по философии, риторике, медицине, сельскому хозяйству, военному делу и другим областям знания. Сведений о скептицизме Цельса нет.
- Юстиниан I - см. коммент. 2 к ст. "Нетерпимость". Рядом завоеваний расширил размеры империи.
- "О весьма славной первой всеобъемлющей науке, устанавливающей, что ничего неизвестно" (1581). Санчес Франсуа (1552-1623) - выдающийся французский философ- скептик, подвергший острой критике оторванные от действительности схоластические спекуляции, авторитаризм, догматизм, фидеизм и выдвинувший требование, чтобы при разработке наук исследователи опирались только на опыт и рациональное осмысление его результатов.
- Ламот Левайе Франсуа (1588-1672) - французский философ и писатель, обративший аргументацию скептицизма против фидеизма, авторитаризма, догматизма, унаследованного от средневекового образа мышления. Упоминаемые здесь его произведения "Ораций Тиберийский" и "Безыскусственный шестиднев" носили столь остро антирелигиозный характер, что автор предпочел опубликовать их анонимно.
- Киники - основанная Антисфеном в V в. до н.э. древнегреческая школа философии, которая, считая, что счастье человека совпадает с добродетелью, отвергала как внешние человеку и противные природе божественные и общественные критерии добродетели. Киники утверждали, что счастье заключается в независимости нравственно- сти личности от окружающего ее общества; они отвергали религию, общепринятую мораль и устанавливаемые государством законы.
- О Гюэ см. примеч. 13 к ст. "Имматериализм, или спиритуализм".
- Французский теолог-картезианец Пьер Пуаре опубликовал трактат "Рациональные размышления о Боге, Душе и Зле" (Cogitationes rationales de Deo, Anima et Malo, 1679). В своих возражениях автору этого трактата Бейль показывает, что вся аргументация Пуаре в пользу существования Бога и бессмертия души несостоятельна. Антуанетта Бюриньон (1616-1680) оказалась предметом большой статьи в "Историческом и критическом словаре" Бейля, высмеявшего ее религиозный фанатизм и ее претензии на непосредственное общение с Богом.
- Здесь имеется в виду издававшийся Бейлем журнал "Новости литературной республики", который выходил с 1684 по 1687 год.
- Арно Антуан (1642-1694) - французский теолог и философ-картезианец, один из руководящих деятелей янсенизма; критиковал иезуитов, за что подвергся преследованиям, вынудившим его бежать в Нидерланды.
- Дидро имеет в виду произведение Бейля «Философский комментарий на слова Иисуса Христа "Заставь их войти"» (см.: Пьер Бейль. Исторический и критический словарь. М., 1968. Т. 2. С. 265-341). См. также примеч. 3 к ст. "Проспект".
- "Юлий Брут; Поляки; В защиту свободы религии" (1632). Брошюра была опубликована анонимно; ее автором был известный немецкий социнианец Креллий. В этой брошюре отстаивались идеи социниан, считавших Священное писание единственным источником вероучения, а разум - верховным судьей в делах веры, объявлявших греховными и мирские власти, и церковь и решительно требовавших веротерпимости. Их называли "польскими братьями", так как в начале XVII в. в Польше и Литве насчитывалось до 150 социнианских общин.
- "Гипотипозы" Секста - имеется в виду его произведение "Пирроновы основоположения" (по-гречески "гипотипозы").
- "Страна, допустившая свободу печати" - Нидерланды. Два последних абзаца книгоиздатель Ле Бретон без ведома Дидро удалил из статьи, и лишь в наши дни их удалось восстановить.
- Пока в них столько сил, дискуссия продолжается.
Подражание
Статья напечатана в 1765 г. в VIII томе Энциклопедии. Автор - Д. Дидро. Перевод Г.М. Фридлендера.
Политическая власть
Статья напечатана в 1751 г. в I томе Энциклопедии. Ее автор - Дидро. Перевод и комментарии Н.В. Ревуненковой.
- Енох - седьмой еврейский патриарх, легендарный автор библейской "Книги Еноха". Илия - еврейский пророк IX в. до н.э., порицавший несправедливого царя Ахава. С именами обоих связан круг народной апокалиптической литературы, частично вошедшей затем в христианскую традицию. По преданию, оба были взяты живыми на небо.
- Жизнь и деятельность святого апостола Павла христианская традиция относит к I в. Ему принадлежат 14 апостольских посланий, в которых изложены положения христианского учения.
- См. примеч. 1 к ст. "Основной закон".
- См. примеч. 40 к ст. "Достоверность".
- Ассамблея нотаблей, т.е. собрание назначенных королем представителей духовенства, дворянства и чиновничества, созывалась во Франции главным образом по политическим вопросам. В 1596 г. Генрих IV созвал в Руане ассамблею нотаблей для принятия мер по умиротворению государства после длительных гражданских (так называемых религиозных) войн.
- О Сюлли см. коммент. 1 к ст. "Государственный деятель". Здесь цитируется его труд "Мемуары о мудром государственном управлении" (Мётокев des sages et royales economics d'Estat... Amsterdam, 1635).
- 'Таково наше соизволение" ("car tel est notre plaisir") - одна из формул, которыми заканчивались королевские грамоты и распоряжения.
- Здесь кончается цитата из речи Генриха IV и начинается ее изложение, сделанное Сюлли.
- За королем Генрихом IV еще при его жизни утвердилось прозвище "Великий".
- Уклонение французских государей от выполнения тех постановлений органов сословного представительства (Генеральных штатов, нотаблей), которые были для них нежелательны, стало в XVI в. правилом.
- О Нантском эдикте см. примеч. 3 к ст. "Нетерпимость".
- Речь идет о Бретани, главным городом которой является Нант, где был издан данный эдикт. Эта провинция пользовалась тогда значительной автономией.
- Подстрочное примечание принадлежит Дидро. После выхода первого тома Энциклопедии с этой статьей редактор иезуитского журнала (Journal de Тгёуоих, 1752, mars) О. Бертье оценил ее как опасную: Дидро якобы заимствовал свои принципы - монарх получает свою власть от народа на основе заключенного между ними договора - из английского сочинения "Трактат о власти королей Великобритании", который "в самой Англии считается сочинением, дозволяющим восстание и измену". В третьем томе (1753 г.), в разделе "исправления" (с. XV), Дидро счел необходимым отвести это обвинение. Трактат, на который он ссылается - "Тгацё des droits de la Reine trds ch^tienne sur divers Etats de la monarchic d'Espagne". Paris, 1667, - был официальным документом французской дипломатии и послужил обоснованием права французской королевы Марии-Терезии (дочери испанского короля Филиппа IV) наследовать после смерти отца его владения в Испанских Нидерландах. Последовавшая затем так называемая "деволюционная война" Франции с Испанией привела к тому, что по Ахенскому миру 1668 г. к Франции перешли города с их округами в южной части Испанских Нидерландов. Цитата, приведенная Дидро из этого трактата, хорошо подтверждает его мысль о договоре, но это лишь формальное подтверждение (см. ст. "Основной закон"); теория французской и испанской монархий зиждилась на догмате о божественном происхождении власти государя.
- Гуго Капет - основатель династии Капетингов, был избран французским королем на собрании знати в 987 г.
Политическая свобода
Эта статья увидела свет в 1765 г. в IX томе Энциклопедии. Подпись D.J. свидетельствует о том, что ее автор - Жокур. На рус. яз. публикуется впервые. Перевод З.К. Манакиной.
- О Корнеле см. примеч. 3 к ст. "Проспект".
- Перевод J1.3. Каменской.