<<
>>

Политическая экономия

Автор - Ж.Ж. Руссо. Статья была опубликована в 1755 г. в V томе Энциклопедии. Здесь дается в переводе B.C. Алексеева-Попова, Ю.М. Лотмана, Н.А. Полторацкого и Л.Д. Хаютина, с комментариями B.C.
Алексеева-Попова и Л.В. Борщевского.
                  1. После появления данной статьи в 1755 г. в Энциклопедии ее без согласия Руссо опубликовали отдельным изданием в Женеве под названием "Гражданин, или Политическая экономия". В посмертном издании сочинений Руссо эта статья напечатана с поправками и дополнениями, внесенными по рукописи 1782 г., учтенными в данном издании.
                  2. Понятие "экономия", встречающееся у Ксенофонта, было рассмотрено Аристотелем, понимавшим под "oikos" не просто дом, а хозяйство в более широком смысле. Взгляды именно этого античного мыслителя оказали значительное влияние на Руссо. Мы имеем в виду,в частности, тот факт, что Аристотель под экономией понимал совокупность непосредственно полезных вещей, т.е. потребительских стоимостей, имеющую по природе своей, естественные количественные границы, в отличие от "хрематисти- ки" - накопления богатства в виде денег, предела не имеющего, накопления, к которому Аристотель, в общем, относился отрицательно.
                  3. Руссо еще именует ее "публичной" (publique) и гражданской (civile) экономией.
                  4. См. "Новую Элоизу", где мы находим довольно детальное изображение принципов ведения домашнего хозяйства. О домашних слугах и поденщиках говорится в части IV (письмо X), об обязанностях хозяев, об их образе жизни, об управлении своим состоянием - в части V (письмо II), о воспитании детей - тоже в части V (письмо III).
                  5. Этот и последующие четыре абзаца повторяются с незначительными отклонениями в тексте первого наброска "Общественного договора" (кн. 1, гл. V). Косвенное свидетельство того, что Руссо включил в эту статью отрывок из уже существовавшего первого наброска "Общественного договора".
                  6. Фактически Руссо тут близок к точке зрения, выраженной в "Общественном договоре" (кн.
                    1, гл. II), где говорится, что "самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья".
                  7. В первом наброске "Общественного договора" это место выглядит иначе: "богатство государя, далекое от того, чтобы добавлять нечто к благополучию частных лиц, почти всегда стоит им покоя и изобилия".

Воган полагает, что этот текст является первоначальным.

* В "Рассуждении о причинах неравенства" и в "Общественном договоре" отрицается вытекающая из признательности детей их обязанность повиноваться отцу после достижения самостоятельности. То, что в данной статье автор придерживается иной, общепринятой точки зрения, может рассматриваться как свидетельство ее более раннего происхождения.

                    1. Руссо упомянул его, возможно, лишь потому, что Аристотель в той части "Политики" (см. примеч. 2), где он рассматривает экономию "домашнюю", рассматривает отношения между хозяином и его рабами (гл. IV-VII).
                    2. В изданиях 1758 и 1772 гг. эта фраза заканчивается так: "но сомнительно, что за то время, сколько стоит мир, человеческая мудрость создала десять человек, способных править себе подобными". Окончательный текст появился лишь в издании 1782 г.
                    3. Роберт Филмер (1604-1688) - английский политический деятель и политический писатель, автор ряда книг, в том числе и "Патриарх, или Естественная власть Монархов" (1680).
                    4. Имеются в виду подвергшие книгу Филмера критике Алджернон Сидней и Джон Локк, первый в своих "Рассуждениях о правлении", второй - в трактате "О государственном правлении" (кн. II).
                    5. См.: Аристотель. Политика, кн. 1, гл. II.
                    6. В оригинале "executrice", а не "executive", как в первом наброске "Общественного договора" и в его окончательном тексте (кн.
                      III, гл. I).
                    7. В черновой рукописи этой фразе предшествует следующая: "Если бы я намеревался точно определить, в чем состоит политическая экономия, я нашел бы, что ее задачи сво- дятся к трем главным: руководить осуществлением законов, поддерживать гражданскую свободу и заботиться о нуждах государства. Но чтобы уразуметь связь этих трех целей, необходимо обратиться к принципу, их объединяющему". Таким образом, Руссо еще не различает отчетливо собственно предмета политической экономии, сливающегося у него не только с экономической, но и со всей внутренней политикой данного государства.
                    8. Легкость, с которой Руссо переходит от сравнения общества с живым организмом к сравнению его с машиной, во многом объясняется тем, что эти слова во французском языке его времени звучали почти как синонимы, что объясняется их употреблением в латинском языке, где под машиной понималось всякое соединение частей и органов, образующих некое целое, одушевленное или нет.
                    9. Этот абзац весьма близок к "Введению" к "Левиафану" Гоббса, где государство сравнивается с "искусственным человеком".
                    10. Это замечание вызвано словами Гоббса о роли гражданского закона ("О гражданине", гл. VI, § 16).
                    11. Речь идет о статье Дидро "Естественное право" ("Droit naturel") в V томе "Энциклопедии". Великий принцип, о котором идет в ней речь, - несомненно идея главенства общей воли, но значение слов Руссо, называющего свою статью лишь развитием принципа, взятого им у Дидро, до сих пор остается неясным.
                    12. Вероятно, здесь имеется в виду одна из концепций философии стоиков, которые, согласно сообщению Цицерона ("De Finibus honorum et malrum", III, 64), видели в мире, управляемом провидением, общий "большой" город богов и людей.
                    13. См.: Дидро Д. Собр. соч. Т. VII. С. 205.
                    14. Вероятно, имеется в виду критика действительности в сочинении Макиавелли "Князь". Отдельных сочинений в жанре сатиры у этого автора нет.
                    15. Здесь Руссо допускает существование такового, что им полностью отрицается в первом наброске "Общественного договора" (кн.
                      I, гл. II).
                    16. Эта формулировка совпадает с той, которую дает Локк ("О гражданском правлении", гл. IX, § 123).
                    17. Таким образом, Руссо решительно отбрасывает принцип права, характерный для абсолютистских режимов, гласивший: "princeps legibus solutus est" (правитель свободен от соблюдения законов).
                    18. См. "Законы", кн. IV, с. 719 и до конца книги.
                    19. Руссо следует тут мыслям, высказанным Монтескье как в "Персидских письмах" (письмо XXX), так и в "Духе законов" (кн. VI, гл. IX, XII и XIV).
                    20. См. развитие этих мыслей в "Общественном договоре" (кн. II, гл. XI и кн. III, гл. VIII). Связь эта указывает на значение данной статьи в истории создания этого трактата.
                    21. Пример изменения точки зрения Руссо, который в "Общественном договоре" высказывается как раз за частый созыв общих собраний данного народа (кн. III, гл. XIII) для выявления общей воли.
                    22. В отличие от "Духа законов" Монтескье и книг других авторов той эпохи Китай занимает в политических сочинениях Руссо сравнительно скромное место. Все же в данной статье он трижды ссылается на пример этого государства (которое слыло в XVIII в. образцовым), не указывая, однако, своих источников.

Известно, что по просьбе г-жи Дюпен он читал "Описание Китайской империи" отца Дю Хальда, к которому часто прибегал Монтескье.

                    1. Здесь Руссо применяет термин, бытовавший во Франции, где иіггендантами имено вались наместники, управлявшие отдельными провинциями и областями.
                    2. В оригинале "Tartarie" (Тартария). Во французской системе географических на именований XVIII в. под этим понимались обширные пространства Центральной и Се верной Азии за Уралом, в Сибири, в Монголии, заселенные, по мнению авторов, наро- дами преимущественно тюрко-монгольского происхождения.
                      Само слово "Tartarie", возможно, связано со словом "татары".
                    3. Имеется в виду Марк Порций Катон Утический (95-46 до н.э.), вождь республиканской партии Древнего Рима, выступавшей против единоличной власти Цезаря. В "Исповеди Савойского викария" Руссо по сходным мотивам противопоставляет Сократа Иисусу.
                    4. О Помпее см. примеч. 4 к ст. "Критика".
                    5. Софисты (греч. - мастер, художник) - древнегреческие философы, являвшиеся учителями "мудрости" и "красноречия" (V в. до н.э.). "Старшие" софисты в большинстве своем были материалистами в понимании природы (Протагор, Гиппий и др.). Софисты доказывали, что истинность всех наших знаний относительна, и в спорах нередко использовали всякого рода уловки, паралогизмы, неправомерные доводы, отсюда - софизм.
                    6. Под завоевателем мира имеется в виду главным образом Юлий Цезарь, завоевавший Галлию, Египет, ведший войну в Британии и на Балканах.
                    7. После поражения своих сторонников, республиканцев, Катон Младший в 46 году до н.э. покончил с собой.
                    8. Руссо связывал весьма тесно и, может быть, даже несколько односторонне понятие о патриотизме с чувством гражданским, политическим. Он писал 1 марта 1764 года, в горькие для него дни изгнания, из Мотье полковнику Пикте: "Не стены и не люди образуют отечество: это делают законы, нравы, обычаи, правительство, конституция, всем этим обусловленный образ жизни. Отечество заключено в отношениях между Государством и его членами; когда они изменяются или уничтожаются, исчезает и отечество; итак, милостивый государь, оплачем наше: оно погибло, а остающийся ныне призрак способен лишь его позорить" (Собр. соч., т. X, с. 337-338).
                    9. В черновике далее говорится: "кроме тех случаев, когда речь идет о самосохранении общественного целого и частного лица".
                    10. Речь идет о самом общественном договоре.
                    11. В черновике добавлено: "и своей свободой".
                    12. Подразумевается Александр Македонский (356-323 до н.э.), крупнейший полководец и госуд. деятель. Вынести осуждающий приговор в Афинах могло лишь народное собрание голосованием, подвергая обвиненного остракизму - изгнанию.
                    13. Порций Лека - народный трибун (199 г.
                      до н.э.) - автор "Порцийских законов" (Leges porcianee), запрещавших наказание плетьми и смертную казнь для римских граждан.
                    14. Триумф - в Древнем Риме торжественный въезд в столицу победоносного полководца по окончании похода.
                    15. Мысль эта восходит к Платону ("Государство", кн. II, с. 372, 373).
                    16. Вслед за Монтескье, для которого каждый вид правления основывался на определенной страсти, Руссо также придавал страстям большое значение в системе политической организации. "Все человеческие установления основаны на страстях и поддерживаются ими: все то, что борется против страстей и подавляет их, не способно, следовательно, укреплять эти установления" ("Письма с Горы", письмо первое).
                    17. См. "Общественный договор", кн. II, гл. VII.
                    18. В "Эмиле" (кн. II) Руссо займет противоположную позицию.
                    19. В черновике после этого: "ибо они могли бы из них сделать очень хороших сыновей и очень плохих граждан".
                    20. В черновике мысль об общественном воспитании развита следующим образом. «Оно является одним из основных принципов правления народного и основанного на законах (populaire et legitime), и при его помощи станут "удачно" наставлять молодых граждан в том, как надо соединять все свои страсти в любви к отечеству, все свои желания в общей воле, и, как, следовательно, возвысить свои добродетели до такой высоты, куда их может вознести человеческая душа, воспитанная для столь великих целей».
                    21. В дальнейшем Руссо изменил свой взгляд на последовательность получения роли воспитателя. Сначала Руссо считал, что она самая почетная и тем самым достойна увенчать деятельность гражданина, позже эта должность становится в его глазах лишь первым шагом на пути служения обществу.
                    22. Действительно, древние греки и персы уделяли большое значение общественному воспитанию детей.
                    23. Руссо здесь непосредственно отправляется от Монтеня ("Опыты", кн. II, гл. XXXI), а косвенно от Платона, отстаивавшего идею общественного воспитания как в "Государстве", так и в "Законах" (кн. I), где он имел в виду опыт Спарты и Крита.
                    24. См. "Эмиль", кн. III.
                    25. Фиск - государственная казна. Было бы небесполезно исследовать соотношение этого определения Руссо с формулировкой сен-симонистов, различавших управление людьми и управление вещами.
                    26. О Пуфендорфе см. примеч. 10 к ст. "Гражданин".
                    27. В "Эмиле" (кн. III) на очень широкой основе, в предвидении приближающихся революций, отвергнута эта точка зрения, отдающая дань влияниям консервативным и патриархальным.
                    28. См. "Общественный договор", кн. III, гл. IV.
                    29. В черновике говорится: "Чтобы устранить эти противоречия, представим себе дела (reprenons les choses) после установления Правительства и станем исследовать не то, что есть, а то, что должно было бы быть" (moins се qui est que се qui devrait etre). Это одно из ярких свидетельств намечающегося уже в этой статье нормативного подхода к анализу явлений общественной жизни, окончательно возобладавшего в "Общественном договоре".
                    30. Это законодатель, охарактеризованный подробно в "Общественном договоре" (кн. II, гл. VII).
                    31. Жан Бодэн (1530-1596) - французский политический мыслитель. Считал частную собственность неприкосновенной, а причину переворотов видел в существовании имущественной дифференциации. Его сочинение "Шесть книг о Государстве" имело большое и еще недостаточно изученное влияние на Руссо. В данном случае имеется в виду книга VI этого сочинения, гл. II.
                    32. Ромул - вместе с братом его Ремом - по преданию, внуки Нумитора, царя Альба- лонги, основавшие Рим, названный Ромулом по своему имени, где он стал его первым царем в 753-716 гг. до н.э.
                    33. Речь идет о Катоне Утическом, успешно исправлявшем в 65 г. до н.э. пост квестора - одного из управляющих государственной казной, эрарием Рима.
                    34. Гальба Сервий Сульпиций (5 г. до н.э. - 69 г. н.э.) - в 68-69 гг. римский император. Возможно, Руссо имеет в виду тот факт, что будучи уже в 32 г. консулом и правителем нескольких провинций, Гальба при преемниках Августа отклонял предложения стать императором, управлял Африканской провинцией и Испанией и только после низвержения Нерона принял этот сан.
                    35. Руссо воспроизводит конкретные черты экономической политики французского абсолютизма.
                    36. Руссо высказывает здесь точку зрения, противоположную развитой основателем доктрины физиократов Кенэ в статье "Зерно" в VII томе Энциклопедии (1757), написанной с позиций буржуазного требования свободы торговли, где он решительно выступал против идеи общественных складов. К этой мысли внимание Руссо, кроме опыта Женевы, могла привлечь еще и книга Ж. Мелона "Политический опыт о торговле и промышленности", считавшего, что в небольших странах такого рода склады могут быть весьма полезны.
                    37. Иосиф ("Прекрасный") - по библейским сказаниям, один из сыновей патриарха Иакова, проданный своими братьями в Египет и занявший впоследствии высокую долж- ность при дворе египетского фараона. Он воспользовался семилетним неурожаем, чтобы превратить независимых землевладельцев в государственных крестьян и заставить их платить казне пятую часть своего дохода.
                    38. В черновике добавлено: "что рано или поздно должно привести к разорению народа и обезлюдению страны".
                    39. Речь идет об Александре Македонском.
                    40. На значение этого факта Руссо обратил внимание благодаря Монтескье (см. "Размышления о причинах величия и падения римлян", гл. I). Вейи - этрусский город, расположенный к северу от Рима, который вел с ним упорную и долгую войну.
                    41. Марий (156-86 до н.э.) - римский полководец, началом его военной славы послужили победы в войне с нумидийским царем Югуртой (111-105 до н.э.).
                    42. В Риме телохранителями царей были 300 всадников. Сципион впервые набрал себе телохранителей из римских воинов, получивших при Марии название преторианцев. Преторианская гвардия была преобразована при Августе и приобрела огромное влияние.
                    43. Характер этого определения еще раз свидетельствует о близости многих мыслей этой статьи Руссо к Локку, писавшему, что основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью ("О гражданском правлении", гл. XI, § 134 // Избр. философские произведения. М., 1960. Т. II. С. 76).
                    44. На полях черновика в этом месте написано "Смотри у Локка", что подтверждает сказанное выше.
                    45. Эта мысль и сама ее формулировка также взяты у Локка, считавшего, что для сбора налогов всегда необходимо получать согласие большинства, которое дает его либо само, либо через посредство избранных им представителей ("О гражданском правлении", гл. XI, § 140 // Избр. философ, произв. Т. II. С. 82). Вероятно, именно этим влиянием Локка в данном случае объясняется и то, что в своей статье Руссо отводит такого рода важную роль представителям народа, правомерность самого института которых он впоследствии будет отрицать (см. "Общественный договор", кн. III, гл. XV).
                    46. Бодэн писал, что монархи "не имеют права облагать своих подданных налогом без их согласия" ("Шесть книг о Государстве", кн. VI, гл. II).
                    47. См.: Монтескье. О духе законов. Кн. XIII. Гл. XIV.
                    48. В черновике следовали за этим следующие строки о косвенных налогах, затем вычеркнутые автором: "Что касается обложения зерна и товаров, то здесь трудно сделать так, чтобы оно было пропорциональным имущественному положению отдельных групп, потому что есть пищевые припасы, которые бедняки потребляют в большем количестве, а их-то преимущественно и облагают налогами".
                    49. Этим понятием пользуется также и Монтескье для определения роскоши ("О духе законов". Кн. XIII. Гл. VII). Понимая его весьма относительный характер, авторы XVIII в. не могли внести сюда никаких уточнений.
                    50. Монтескье ("О духе законов". Кн. XIII. Гл. XII), вопреки утверждению Руссо, также учитывает относительную тяжесть налога для той или иной категории населения.
                    51. Этот отрывок К. Маркс приводит в I томе "Капитала", вставив в начале, после слов "вы во мне нуждаетесь",.- "говорит капиталист" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 756).
                    52. Поземельная талья - налог, падавший во Франции при "старом порядке" всей своей тяжестью на третье сословие, т.е. в основном на крестьян, так как духовенство и дворянство были от него освобождены.
                    53. Однако впоследствии, например в "Соображениях об образе Правления в Польше" (1772), Руссо решительно выскажется в пользу поземельного налога, взимаемого при этом без всяких исключений.
                    54. Такая система существовала во Франции, о пагубных ее последствиях Руссо говорит в своей "Исповеди".
                    55. Дарий I Гистасп (550-485 до н.э.) - персидский царь, совершавший походы в Скифию и против греков. Геродот (ок. 484—425 до н.э.) — древнегреческий историк, прозванный "отцом истории".
                    56. Это критика доктрины меркантилизма, отождествлявшей рост количества денег в стране с ростом благосостояния населения.
                    57. В главном труде Жана Бодэна "Шесть книг о Государстве" (кн. VI, гл. II) люди, придумывающие новые налоги, именуются обманщиками - imposteurs - тогдашнее написание слова "взимающий налоги". Такое написание этого слова придавало ему внешнюю форму, аналогичную с графемой слова "обманщики", "лжецы", что во времена Руссо создавало определенную игру слов, которая пропала с того момента, когда слово "налог" стало писаться не "impost", a "impdt".

Правительство

Статья напечатана в 1757 г. в VII томе Энциклопедии. Автор - Жокур. Перевод и комментарии Н.В. Ревуненковой.

  1. Скифы - у античных авторов общее название народов Северного Причерноморья.
  2. Херискваны - жители о. Мадагаскар.
  3. Марк Юниан Юстин (II в.) - римский историк, автор извлечений из труда римского историка конца I в. до н.э. - начала I в. н.э. - Помпея Трога "История Филиппа" (Historiae Philippicae), ведущее место в котором занимает изложение истории Македонии и ее царя Филиппа II.
  4. См. примеч. 10 к ст. "Гражданин".
  5. См. примеч. 4 к ст. "Отечество".
  6. Имеется в виду Англия, политический строй которой чрезвычайно положительно оценивался Ш. Монтескье (в "Духе законов") и энциклопедистами.
  7. Алджернон Сидней (1622-1683) - английский политический деятель, казненный по обвинению в антиправительственном заговоре, автор трактата "Размышления о правительстве", где развиваются идеи договорного происхождения власти государя и верховенства народа (Discourses concerning govemement. London, 1698). Этот трактат переведен на французский язык в 1702 г.
  8. См. примеч. 3 к ст. "Государственный деятель".

Предисловие к VIII тому Энциклопедии

Опубликовано в 1765 г. Автор - Д. Дидро. Перевод и комментарии В.И. Пикова.

    1. О Жокуре см. примеч. к ст. "Восстание".
    2. Намек на д'Аламбера, отказавшегося от участия в издании Энциклопедии по окончании VII тома.

Представители

Автор статьи, напечатанной в 1765 г. в XIV томе Энциклопедии, - Гольбах. Перевод и комментарии Н.В. Ревуненковой.

Поль-Анри барон де Гольбах (1723-1789) - философ-материалист и атеист, деятельный сотрудник Энциклопедии. Им написан ряд статей политического, философского и естественнонаучного характера. В его салоне собирался своего рода штаб энциклопедистов. Главные философские труды Гольбаха были созданы после выхода в свет большинства томов Энциклопедии и публиковались без имени автора.

      1. Названия органов сословного представительства духовенства, дворянства и горожан в феодальных монархиях Европы были различными. В Германии, Польше, Чехии и Литве - сеймы, во Франции - Генеральные штаты, в Англии и некоторых частях Италии - парламент. Сенатами назывались иногда городские муниципалитеты.
      2. Генеральные штаты впервые были учреждены в 1302 г.; довольно регулярно они созывались во время Столетней войны (1337-1453) и несколько раз в XVI в. После 1614 г. они были созваны лишь накануне революции 1789 г. В 1626-1627 гг. действовали не Генеральные штаты, представители которых избирались сословиями, а ассамблея нотаблей, состоящая из назначаемых королем прелатов, дворян и чиновников.
      3. О Таците см. примеч. 71 к ст. "Предварительное рассуждение". Здесь речь идет о его сочинении, получившем краткое название "Германия". Полное название - "О происхождении германцев и местоположении Германии" (см.: Тацит. Сочинения. Л., 1969. Т. II. С. 358).
      4. Род герцогов Гизов возглавлял Католическую лигу, в которую входили вельможи, дворяне и горожане Северной Франции во время религиозных войн (1560-1594 гг.). Из рода Кромвелей происходили два крупных государственных деятеля Англии - Томас Кромвель (1485-1540), сыгравший видную роль в период английской реформации, и Оливер Кромвель (1599-1658), вождь Английской буржуазной революции XVII в., в 1653-1658 гг. - лорд-протектор Англии, Ирландии и Шотландии.
      5. Эдуард I - английский король (1272-1307). Он регулярно созывал парламент и упрочил свою власть над мятежными баронами и прелатами.
      6. В польском сейме при решении дел действовал принцип единогласия (право вето), так что даже один голос, поданный против, отменял решение большинства. Короли избирались сеймом, их власть была ограничена привилегиями церкви и дворянства.

Прекрасное

Автор статьи, опубликованной в 1751 г. во II томе Энциклопедии, - Дидро. Перевод и комментарии Г.М. Фридлендера.

Статья перепечатана в 1773 г. в первом прижизненном собрании сочинений Дидро под названием "Трактат о прекрасном". После смерти Дидро включена Нежоном в его издание сочинений Дидро (1798) под заглавием "Философские разыскания о происхождении и природе прекрасного".

Статья состоит из двух частей: в первой, вводной части, Дидро дает изложение и критику различных эстетических систем, начиная с Платона и до XVII-XVIII вв. Во второй части статьи, печатаемой нами, Дидро излагает свои собственные взгляды на прекрасное.

        1. Определение искусства как подражания "прекрасной" (или "изящной") природе составляло краеугольный камень эстетики Ш. Батте (1713-1780) - одного из видных теоретиков классицизма во Франции, взгляды которого Дидро критикует в своей статье.
        2. См. коммент. 2 к ст. "Вкус".
        3. Скапен - герой комедии Мольера "Проделки Скапена" (1671), тип ловкого слуги.
        4. Круза Жан-Пьер (1663-1748) - швейцарский философ-рационалист, автор "Трактата о прекрасном" (1715). Необходимых свойств прекрасного Круза насчитывал пять: разнообразие, единство, правильность, порядок и соразмерность.
        5. Апеллес (IV в. до н.э.) - выдающийся древнегреческий художник.
        6. За спиной всадника таится черная забота (Гораций. Лирические стихотворения, кн. III, ода I, ст. 40).
<< | >>
Источник: В.М. БОГУСЛАВСКИЙ. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. - М.: Наука,1994. - 720 с. (Памятники философской мысли).. 1994

Еще по теме Политическая экономия: