<<
>>

§ 6. Происхождение первого ПОНЯТИЯ сознания из второг

Несомненно, что второе понятие сознания «изначальнее» и притом «само по себе первичнее». При научной систематизации от этого, более узкого понятия можно перейти в последующей интерпретации к первому, более широкому понятию.

Если взять cogito, ergo sum или, скорее, просто sum в качестве того, что претендует на очевидность, значимость которой устанавливается вопреки всем сомнениям, то, разумеется, Я при этом не может быть {эмпирическим}[186]. Но поскольку, с другой стороны, мы должны признать, что очевидность положения я есмь не может зависеть от знания и принятия всегда остающихся сомнительными философских понятий Я, то лучше было бы сказать: в суждении я есмь очевидность зависит от определенного, не очерченного в строгих понятиях ядра эмпирического представления о Я. Если мы, далее, зададим вопрос, что же могло бы принадлежать этому понятийно не схватываемому и потому невыразимому ядру и что, таким образом, всякий раз с очевидной достоверностью составляет данное в эмпирическом Я, то лучше всего сослаться на

суждения внутреннего (=адекватного) восприятия. Очевидным является не только я есмь, но и бесчисленные суждения вида: я воспринимаю то или иное — потому именно, что при этом я не просто предполагаю, но с очевидностью удостоверен, что воспринятое дано так, как оно и подразумевается, и что я схватываю его таким, каково оно есть. Например, эта радость, которая меня наполняет, эти образы фантазии, витающие передо мной в данную минуту, и т. п. Все эти суждения разделяют участь суждения я есмь; они не схватываются и не выражаются целиком понятийно и очевидны только в своих живых интенциях, которые подобающим образом не могут быть выражены в словах. Адекватно воспринятое — безотносительно к тому, выражено ли оно в такого рода не достигающих ясности высказываниях или остается невыраженным, — составляет здесь гносеологически первую и абсолютно достоверную сферу того, что в соответствующий момент {дает редукция феноменального эмпирического Я к его чисто феноменологически схватываемому содержанию}[187].

Справедливо и обратное: то, что в суждении я есмь адекватно воспринимается в качестве Я, составляет ядро[188], которое первоначально делает возможным и обосновывает очевидность. К этой сфере добавляется теперь {сфера более широкая, когда все то, что сущностно связанная с восприятием ретенция обнаруживает как только что бывшее настоящим, а также все то, что воспоминание (Wiederer- innerung) обнаруживает как принадлежащее к действительности имевшего место ранее переживания, мы редуцируем к тому, что составляло феноменологическое содержание этого переживания в прошлом. Следовательно, в этой редукции мы обращаемся посредством рефлексии «в» ретенции и воспоминании к репродук- тивно-феноменологическому. Таким же образом мы поступаем с тем}[189], что на эмпирическом основании можно считать в любой момент сосуществующим с адекватно воспринятым или сосуще-

ствовавшим с упомянутым рефлексивным содержанием ретенции и воспоминания, причем связанным с ними в непрерывном единстве. Когда я говорю здесь о «связи в непрерывном единстве», то имею в виду единство конкретного феноменологического цело- 5 го, части которого суть или моменты, взаимоопределяющие и, следовательно, требующие друг друга в своем сосуществовании, или это суть фрагменты (Stticke), которые благодаря своей собственной природе фундируют в сосуществовании формы единства, формы, которые действительно принадлежат содержанию ю целого как реально (reell) присущие ему моменты. И эти единства сосуществования постоянно переходят друг в друга от одного момента к другому, конституируя единство изменения, {единство потока сознания,} требующего, в свою очередь, постоянного сохранения или постоянного изменения по меньшей мере одного is момента, существенного для единства целого и неотторжимого от него. Такую роль в первую очередь играет {форма представления (Darstellungsform) времени, имманентно присущего потоку * сознания как темпорально являющемуся единству (здесь берется не время мира вещей, но время, которое являет себя вместе О 20 в самим потоком сознания, время, в котором течет этот поток).

ф Каждый момент этого времени представлен в непрерывной вариации оттенков (Abschattung), так сказать, «временных ощущений»; каждая актуальная фаза потока сознания — поскольку 5 в ней представлен весь временной горизонт потока — обладает 25 формой, охватывающей все его содержание. Эта форма остается непрерывной и тождественной, в то время как содержание потаїв ка постоянно меняется.}312

Это составляет, таким образом, феноменологическое содержание Я, эмпирического Я в смысле психического (seelisch) субъ- зо екта. Редукция к феноменологическому (das Phanomenologische) обнаруживает это реально замкнутое в себе и темпорально развертывающееся единство «потока переживаний». Понятие переq; смысле осознанного — до понятия {«феноменологического Я», которое интенционально конституирует эмпирическое Я.}313

А: {Эту роль играет прежде всего субъективное сознание времени, понятое как вариация оттенков «временных ощущений». Это сознание, как это ни парадоксально звучит, представляет собой всеохватывающую форму осознаваемого момента (Bewusstseinsaugenblick), т. е. форму переживаний, сосуществующих в некоторой объективной точке времени. Это составляет, таким образом, содержание Я как психического единства, как реально в себе замкнутого, темпорально развертывающегося единства всех lt;lt;псреживаний» [этого] Я.}

'и А: {того, что реально (reell) конституирует душу или устойчивое Я; при этом также до понятия, которое определяет сферу психологии как учения о «психических » переживаниях или «содержаниях сознания». [Следующее предложение, так же как и § 7 в В зачеркнуты]: Здесь подходящее место, чтобы определить свою позицию по отношению к спорному вопросу, который многократно обсуждался и который близко

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Логические исследования. Т. II. Ч. 1: Исследования по феноменологии и теории познания / Пер. с нем. В.И. Молчанова. — М.: Академический Проект,2011. — 565 с.. 2011

Еще по теме § 6. Происхождение первого ПОНЯТИЯ сознания из второг:

  1. IX. Общие итоги второго периода в истории науки уголовного права в России
  2. Понятия установки и аттитюда
  3. ОЧЕРК ПЕРВЫЙ
  4. § 25. Общее понятие о человеке 
  5.   § 33. Структура сознания и формы его проявления Информационная и оценочная стороны сознания.  
  6. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  7. Звуковая система языков. Распределение звуков между понятиями
  8. Свойства и происхождение менее совершенного языкового строения
  9. § 6. Происхождение первого ПОНЯТИЯ сознания из второг
  10. ДЕСКРИПЦИЯ И МЕТОД. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ИЗДАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИДЕИ ЧИСТОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  11. 2. Первобытное сознание
  12. Понятие «народная этимология»
  13. РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА*
  14. § 1. Понятие и родовые признаки субъективного гражданского права .