<<
>>

5 Пространство есть форма выражения и существования такого специфического образования как единство места, времени и действия. Только место в данном случае рассматривается как общая структурированная категория.

Единство места, времени и действия всегда осуществляются в пространстве. Но это то пространство, где место становится общим и доминирующим понятием. Иными словами, пространство как понятие это такое же понятие места, но имеющие иной смысл, а соответственно и название, только потому что данное место приобрело значение всеобщего и стало доминантой.

Так, время, выступая неким общим элементом по отношению к единству места, времени и действия, становится тем пространством, в рамках которого и развивается или осуществляется это единство.

Соответственно, место, становясь общим по отношению к единству места, времени и действия, так же выступает пространством. То же самое относиться и к действию.

Однако надо различать два понятия, имеющие одно терминологическое выражение, время и время, место и место, действие и действие. Впрочем, это относится к любым  понятиям: время есть как общее и как частное, место - как общее и как частное, действие - как общее и как частное. Соответственно они  имеют различное наполнение как понятия и как объекты. Несмотря на то, что понятие пространства приобрело статус абсолютной категории и даже некое мистическое содержание, на самом деле оно произведено от понятия место. Случилось это как раз в тот момент, когда человек  представил себя не только на поверхности чего-то, но и внутри чего-то. Можно сказать и наоборот, когда человек обнаружил, что он находится не только внутри, но и снаружи чего-то. Другими словами, человек стал различать себя в положении внутри и снаружи.

Именно тогда образовались два понятия места: место как пространство, то есть как структурированный объект, и место как неструктурированный объект, безусловно, только в восприятии сознания. Каждое такое понятие описывает различные ситуации при решении различных задач. Если человек решает свои задачи внутри какого-то объекта, то он воспримется как пространство, если он решает их на каком-то объекте, то объект воспримется как место.

При этом в обязательном порядке в процессе деятельности человека присутствуют объект, который находится снаружи, и объект, на котором развивается деятельность человека. Другими словами, человек как, впрочем, и любой другой объект всегда в одно и то же время находится в чем-то, в каком-то объекте, выполняющим роль общего объекта, и на каком-то объекте. Разница только в восприятии того или иного объекта: в процессе своей деятельности человек  акцентирует внимание на том или ином объекте и соответственно описывает их различными терминами, вкладывая различное понятийное содержание.

В процессе развития сознания эти понятия, т.е. «пространство» и «место», приобрели некое самодовлеющее значение и весьма сильно разошлись, настолько сильно, что не воспринимались в сознании как родственные. Понятие места имело своим содержанием конкретный вид деятельности и как бы подчиненное знание. Оно выступало подчиненным субстратом. Пространство приобрело абсолютное и самодовлеющее значение.

Как мы уже отмечали, понятийное образование «единство места, времени и действия» может осуществляться внутри времени, внутри действия  и внутри места как наиболее общих категорий в иерархическом  взаимодействии объектов. Соответственно специфические характеристики общего времени, общего действия и места становятся специфическими характеристиками всего «единства места, времени и действия». Другими словами, общее место, общее время и общее действие становятся доминантами, определяющими и подчиняющими себе частные место, частное время и частное действие как свои структурные элементы.

Так, если вы опаздываете куда-то, а для вас очень важно не опоздать, то это время становится общим и доминантой. Оно подчиняет себе все ваши частные действия, т.е. действия направленные на то, чтобы не опоздать, все ваше частное время. Вы начинаете экономить время, соответственно выбираете схему перемещения,(траекторию движения), или смены мест для достижения нужного места в нужное время.

Если вы напрочь забыли сделать что-то важное, то все ваши действия подчинены именно тому, чтобы вспомнить и может быть сделать это важное. Если вы забыли место встречи, которое нельзя изменить, и от встречи зависит что-то важное, то все ваши действия, совершаемые в локальном времени и в локальном месте, будут подчинены решению этой задачи.

Общее как закон, который определяет все ваши действия. Но закон относительный, а не абсолютный. Поменяв задачу и перейдя в другое пространство, т.е. в другое общее, вы меняете законы и соответственно свое поведение. Конечно, при этом могут смениться и задачи. Или наоборот, потому что сменились задачи, пришлось искать другое общее.

Поэтому и появилось понятие пространства, т.е. такое образование, которое оказывается доминирующим, а соответственно и очень важным для человека, для решения его задачи. Таким образом понятие пространства - это то общее, в рамках которого и развивается единство места времени и действия, если только, повторим, это общее, в данном случае пространство, стало доминирующим объектом.

Но доминирующим объектом может стать и место, т.е. положение человека на чем-то. Если именно это состояние и именно положение человека на чем-то становится доминирующим, оно подчиняет себе все единство места, времени и действия. Более того оно может подчинять себе и пространство как объект. Разница заключается в том, что в данном случае пространство выступает меньшим по общности объектом относительно объекта место.

Необходимо различать понятия по объему, по содержанию и по соотношению. Нередко использование одного и того же термина приводит к логическому противоречию. Так, пространство никогда не использовалось в рамках понятия места. Но практически всегда понятие места использовалось в рамках понятия пространства. Однако содержание понятия может меняться в зависимости от того, кто или что выступает доминантой. Поэтому понятие пространства может быть доминантой относительно места, но и место может быть доминантой относительно пространство.

Так, когда я мчусь на машине в условленное место встречи, то понятие пространства (машины), сохранив свое значение (я в нем в нахожусь), выступает подчиненным объектом относительно места, куда я должен обязательно попасть. Но в то же время место водителя, на котором я сижу, является подчиненным понятию пространства машины. В рамках пространства машины соблюдается свое локальное единство место, времени и действия. В рамках места, куда я стремлюсь попасть, имеется свое единство место и времени и действия. Последнее выступает более общим объектом относительно локального единства места, времени и действия. Но место, куда я стремлюсь, само в свою очередь выступает локальным единством места, времени и действия относительно другого, более общего пространства, например городского пространства. В равной мере это может быть место, время или действия и свое собственное единство места, временя и действия.

Подчеркнем, что при сохранении неизменным термина его содержание в зависимости от внешней ситуации может меняться и нередко весьма существенно. То, что нельзя в одном случае (месте, времени или действии), совершенно обязательно в другом случае (месте, времени и действии). Чаще происходит другое: четко зафиксированное определенное содержание какого-то термина полностью переносится на все иные ситуации. В результате получается логическая несуразица и невозможность решить задачи. Математики давно уже поняли, что, например, математический термин «единица» может менять свое содержание в зависимости от того, что ей приписывается. Все прекрасно понимают, что есть единица как математическая категория со своим строго определенным содержание, но есть практическое, так сказать, содержание (например, одно яблоко) и их нельзя смешивать, путать их содержания. В противном случае ничего нельзя было бы сосчитать.

<< | >>
Источник: Л.В. Аверьянов. Единство места, времени и действия 2010. 2010

Еще по теме 5 Пространство есть форма выражения и существования такого специфического образования как единство места, времени и действия. Только место в данном случае рассматривается как общая структурированная категория.:

  1. Глава IМЕНТАЛИТЕТ КАК СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК
  2. Глава V«РУССКАЯ ИДЕЯ», ИЛИ СВЕРХЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (Вместо заключения)
  3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФРАКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  4. ФОРМЫ И ГРАНИЦЫ ТЕНЕВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  5. 2.4. Процесс командообразования
  6. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В МАРКСИСТСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ 
  7. 4.14. Философские проблемы специальных наук 4.14.1. Философские и методологические проблемы филологических дисциплин  
  8. Философия и становление национального самосознания
  9. Проблемы онтологии Субстанция и бытие
  10. 5 Пространство есть форма выражения и существования такого специфического образования как единство места, времени и действия. Только место в данном случае рассматривается как общая структурированная категория.
  11. Ответственность позиции и целостность теории.
  12. 2.1 ДИХОТОМИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ФОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ. ГЕНЕЗИС ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
  13. 1.1. Понятие «педагогический дискурс» в научной литературе
  14. § 1. Общая характеристика кодифицированных актов Российской Федерации
  15. Новая имперская история и вызовы империи Империя: эффект остранения