<<

6 Заключение

Мы рассматривали понятие «пространство» только в узком аспекте применительно к нашей теме: единство места, времени и действия. Понятно, что данное понятие может иметь различное содержание в зависимости от той ситуации, в которой оно исследуется.

Одно...

1

Понятие «единство места, времени и действия»  в обязательном порядке предполагает одно место, одно время  и соответственно одно действие. Понятие «одно» фактически является методологической основой единства места, времени и действия:  «одно действие», «одно время», «одно место».

Понятием «одно» мы постоянно оперируем в жизни, в повседневных делах. Оно наполнено своим, четко определенным содержанием. Когда говорят, что вот место, где будет стоять дом, или где молодой человек должен встретиться с девушкой, например на площади под часами, или  где находится город, государство и пр., то воспринимается  данное  явление  в строго определен-

ных параметрах и категориях. Понятие «одно» всегда определяется и всегда существует в сознании как некое самостоятельное явление. На практике человек  всегда находит свое одно место, совершает с необходимостью нужное одно действие и обязательно в какое-то одно время. По всей видимости, это возможно потому, что понятие «одно» может существовать только в том случае, если оно  отражает определенное состояние внешнего объекта и если позволяет решать поставленные задачи.

В принципе место (например, для строительства дома) может быть не одно, более того, их может быть бесконечное множество. Но востребовано только то место, где можно совершить какое-то необходимое действие и в определенное время. И если для строительства дома место окажется болотом, то оно нам не нужно, поскольку по своим некоторым параметрам на нем нельзя совершить строго определенные действия.

В свою очередь и само одно место может обладать бесконечным количеством параметров, характеристик, свойств в зависимости оттого, в какую систему взаимодействия объектов оно будет включено.

Но интересны только те параметры, признаки, которые
  • будут или  обеспечивать совершение необходимого действия;
  • будут мешать выполнению действия;
  • не будут мешать выполнению этого действия;
  • можно подавить, нивелировать, уничтожить и пр.

Вот четыре группы параметров, признаков, свойств, которые человек должен исследовать, прежде чем выбрать это одно место для совершения своего действия.

Так, для того чтобы построить дом,  необходимо найти соответствующее место, которое должно иметь свои  особые характеристики. Они-то и выступают структурными элементами данного конкретного места, т.е. места для строительства дома. Понятно, что разные дома  требуют различные характеристики места. Например, место для отдыха должно  обладать специфическими свойствами. При решении той или иной специальной задачи оцениваются только некоторые и основные характеристики места. По результатам оценки человек и определяет то одно место, где будет совершено строго определенное действие. Другие характеристики места не столь важны, и ими можно в принципе пренебречь. Именно поэтому, как правило, и не пытаются  исследовать все возможные характеристики, поскольку понятно, что это невозможно сделать, а соответственно и нельзя решить поставленную задачу, во всяком случае в необходимое для этого время. Но исследование нужных характеристик, которые нередко не лежат на поверхности, в первом эшелоне признаков, возможно только в том случае, если иметь представление об иерархической структуре элементов. Точнее, необходимо  знать законы иерархии элементов, а не все структурные элементы.

Но реализация «одно» возможна только в том случае, если внешний объект, который претендует в  сознании человека на роль одно, таковым может быть по своей природе. «Одним местом» для строительства  кирпичного дома может быть только твердая почва, а болото для такого строительства никак не подходит. «Одним местом» для встречи с любимой девушкой может быть только такое, где бы можно было видеть друг друга непосредственно с небольшого расстояния и т.д.

Если «одно место» такими признаками не обладает, то оно не является таковым.

Понятно, что место может быть двумерным, трехмерным или многомерным, измеряться различными величинами. Важно, чтобы оно позволяло решать задачи, и в этом  плане оно всегда одно. Когда американские астронавты высадились на луне,  именно луна была тем одним местом,  к  которому они стремились и которое определялось данной задачей.

Аналогичным образом можно рассмотреть и понятие «одно время». Оно может иметь различное наполнение, может быть очень маленьким и очень большим. Но протяженность времени и его содержание в данном случае не имеют ровным счетом никакого значения, как не имеет никакого значения в каких единицах или параметрах измеряется данное время. Для египетских пирамид «одно время» ? это две тысячи лет, т.е. время их существования к радости туристов и ученых, которых содержание понятия «одно время» определяется задачей видеть пирамиды. Но здесь мы говорим только о понятии «одно время», а не о понятии «время» вообще.

Рассмотрим понятие «одно действие». Построить пирамиду ? это одно действие, увидеть туристу пирамиды ? также одно действие, хотя на эти действия затрачено разное время в общепринятом измерении. Строительство  пирамид было долгим процессом, но именно их постройка является тем одним действием, которое и фиксируется  в понятии «одно» в рамках общего понятия «единство места, времени и действия». Осмотр пирамид туристом занимает ничтожно малое время по сравнению с их строительством, но как законченное действие, определяемое своей задачей, он так же характеризуется, как одно действие со своим специфическим содержанием.

Основная трудность для анализа данного понятия заключается в том, что любое одно (одно место, одно действие, одно время) является само по себе в принципе бесконечным и неисчерпаемым. Это означает, что, например, некое одно действие (точнее то, что  человек называет «одно действие») содержит в себе бесконечное множество других действий в качестве своих структурных элементов, которые и определяют характер и содержание данного действия.

«Одно» место содержит в себе бесконечное количество структурных элементов, обусловливающих данный объект; «одно» время  сколь бы мало оно ни было всегда структурно бесконечно. Например, деление на секунды, наносекунды и т.д. может быть бесконечным как сама вселенная.

Однако тезис о неисчерпаемости объекта часто приводит к дурной бесконечности, во всяком случае в логическом рассуждении, и человек оказывается не способен совершить никакое действие. Прежде чем совершить какое-то действие, необходимо  провести его деление на первый, второй, третий и так далее уровни до бесконечности. В логическом рассуждении оказывается невозможным найти то одно, чем определяются все действия.

Человек с его безграничным стремлением к формализации и актуализации явлений загнал себя в тупик, нечаянно обнаружив, что ничего цельного нет, все имеет свою структуру, которая к тому же еще и бесконечна. Но было бы неправильно упрекать его в этом: именно благодаря выяснению неисчерпаемости объекта человек смог понять явление «одно», поскольку одно существует только в сопоставлении  с множеством. Кроме того, именно благодаря пониманию, что любое одно имеет сложную структуру, он смог не впадая в дурную бесконечность по перебору всех структурных элементов, выбрать то нужное одно место, которое способно решить задачу.

Необходимо отметить принципиальное положение. Понятие «одно» ? это не предельно малое действие (в противном случае мы загнали бы себя в логический тупик, ибо предельно малая величина такое же неопределенное понятие и бесконечное действие, как и предельно большая величина, которые и теоретически,  и практически не имеют решения), не мельчайшая частица, не атом, не кирпичик, пускай и своеобразный[22]. Понятие «одно» отражает важнейший принцип бытия ? принцип дискретности мира, что означает деление мира на объекты, представляющие собой законченное образование.

Понятие «одно» фиксирует некое атомарное состояние, но не в смысле предельно малое. Одно представляет собой некое цельное образование, законченное и замкнутое на самое себя, выступающее самостоятельным объектом, имеющим право и возможность вступать во взаимодействие с любыми другими такими же субъектами, также имеющими статус «одно».

Но таковым одно становится только в ракурсе человеческих задач, как, впрочем, и любого другого объекта. Понятие «одно» реализуется, осуществляется путем придания любому действию, времени и месту определенного содержания в соответствии с поставленной человеком задачей.

              Для человека одно это нечто, что позволяет ему оперировать какими-либо объектами с целью решения своих задач. Только в рамках своей задачи необходимые для ее решения  объекты приобретают статус «одно» или не приобретают его вовсе. Если поставленная человеком задача должна решаться в течение определенного времени, то оно имеет статус «одно» время.

Любое действие в своей конструкции бесконечно, но оно конечно для человека, если позволяет решать его задачи. И способ  выражения понятия «действие» в данном случае не имеет значения. Действие может быть физическим, мыслительным, любым  другим, всяким, лишь бы попадало в понятие «действие».  Невысказанная мысль, произнесенное слово, совершенное физическое перемещение и пр. ? все это действия.

Таким образом, именно задача, которую ставит себе человек, определяет  содержание понятий «одно место», «одно действие» и «одно место», и в целом понятия «одно».

2

Теперь рассмотрим положение «в одном месте, в одно время можно совершить только одно действие»[23]. Другими словами, почему только в одном месте и только в одно время можно совершить одно действие и может ли быть иначе? Нет, иначе быть не может[24].

Понятие «одно» как совокупность понятий «одно место», «одно время» и «одно действие» представляет собой единое цельное образование, направленное на решение одной задачи. Содержание понятия «одно» определяется  содержанием задачи и больше ничем, и оно может быть совершенно иным в каком-либо другом измерении. Оно имеет  свое собственное измерение, которое определяется опять же своей задачей. Это измерение проистекает не во времени и не в пространстве и даже не единицах измерения действия, а имеет свое собственное измерение ? существование[25].

Существование человека как его основная задача в качестве физического существа, его действие могут быть реализованы только в пространстве и только во времени. И само существование  есть выражение некоего одного.

Только в рамках содержания этого «одно» определяется содержание каждого «одно» и для времени, и для пространства, и для действия. Таким образом, последние содержатся в общем «одно» как его элементы, части. Общее «одно» определяет в этом случае и каждое свое «одно». Понятно, что это общее «одно» находится в иной, большей по отношению к нему системе координат. Но это иерархия не понятий и сфер объективной реальности, а задач, ибо любое общее в другой задаче  может стать частным, и наоборот, любое частное может стать общим, если изменится задача. Так, элемент «одно время» может стать общим для общего «одно», так же, как и элемент «одно место» или «одно действие».

Таким образом, единство одного ? одного места, одного  времени и одного действия ? так же предполагает такое «одно», которое представляло бы из себя нечто цельное, единое, замкнутое само на себя и имеющее статус объекта, способного вступать во взаимодействие с другими субъектами. В данном случае «одно» состоит из трех составляющих: места,  времени и действия. Иначе говоря, строго определенное действие (в выше указанном смысле) можно совершить только в определенном месте и только в определенное время. Понятие «определенное» свидетельствует об осознании объективного явления «одно».

Отсюда вытекают несколько основных методологических параметров понятия «одно»:

  • потенциально «одно» всегда имеется, всегда существует, всегда может быть, и всегда должно быть;
  • «одно» является цельным, законченным, самостоятельным  образованием, имеющим  границы своего существования, которые не пересекаются непосредственно с другими такими же объектами[26];
  • «одно» имеет сложную внутреннюю структуру со своими специфическими свойствами и обязательно выступает структурным элементом большего по иерархическому признаку образования;
  • признаки «одно» соответствуют задаче, поставленной человеком, и являются ее.

Частное и общее

Частное и общее, или конкретное и общее, есть особое образование, определяющее как система координат действия человека при решении им своих задач и получившее специальное понятийное и терминологическое обозначение. Человек всегда поступает конкретно, т.е. совершает какое-то одно действие в каком-то одном месте и в какое-то одно строго определенное время. Конкретное означает совершить полное, законченное и завершенное на самое себя действие в полном, завершенном и законченном месте  и в полном завершенном и законченном времени.

Когда молодой человек приходит на свидание в установленное место, следовательно, данное место для решения поставленной задачи – встретиться ? является полным, завершенным и самостоятельным образованием. Так же, как и строго установленное время. Но если вы скажете своей девушке, как в известной песне: «…укажи лишь только мне на глобусе место первого свидания с тобой…», то это место будет не законченным, не определенным и не может быть объектом для решения вашей задачи. Сказать девушке, что встретимся в Москве, будет означать только то, что молодой человек не хочет с ней встречаться.

Постоянство времени и пространства осуществляется бесконечным  множеством действий, совершаемых в разное время и в разных местах. Но время, пространство и действие имеют две ипостаси:  в каждом конкретном случае действие совершается  только тогда, когда существует общее действие как совокупность множества действий, общее время как совокупность множества времен, общее место как совокупность множества мест. Иными словами,  мое конкретное и частное действие может осуществиться только в том случае, если существует общее поле действия. Вне его никакое действие невозможно. Но общее поле действия возможно только  как совокупность частных действий. В каждом конкретном случае соотношения частного действия и общего поля действия соотносятся как общее и частное. Это означает, что частное действие подчиняется неким правилам общего поля действия.

В равной степени это относится и ко времени, и к пространству. Каждое действие совершается только в частном времени и месте. Но частное время, место и действие совершаются в общем времени, в общем пространстве и в общем поле действия. Важно только, что является в данный момент доминирующим: общее время или общее пространство или общее действие. В зависимости  от этого по-разному решаются соотношение пространства и времени и совершаются различные действия.

Можно утверждать:в разных местах может совершаться любое количество  действий,  но только в одном общем времени. Однако каждое отдельное действие может совершиться только в каком-то одном месте. Это означает, что в одно время может совершаться множество действий и может быть множество мест, где эти действия совершаются, но количество действий должно быть равно количеству мест. Известно, что в одном месте может совершиться только одно действие, и если действий много, то и мест должно быть много. Действия могут быть разными или одинаковыми по содержанию.  Одни и те же действия, совершенные в одно и то же время, но разными людьми, становятся разными действиями. Ясно, что действия должны быть совершенны в разных местах, т.к. в одном месте в одно время не могут совершаться разные действия.

Одно время и разное время, одно место и разное место, одно действие и много действий (разные действия). При этом общее время может быть только одно, но много частного, конкретного времени. Общее место может быть только одно, но много  частных, конкретных мест. Общее действие может быть только одно и много частных, конкретных  действий.

Понятия «много» и «разное» позволяют иметь безграничное количество вариаций времени, места и действия в сочетании друг с другом. Трехсубъектная система из трехмерной превращается в многомерную. Условные и бесконечные градации времени и места, времени и действий, действия и места позволяют одновременно совершаться бесконечному количеству действий, образовывать бесконечное количество мест, а также бесконечную градацию времени и бесконечное время. Но при этом сохраняется принцип единства времени, места и действия, т.е. в одно время в одном месте может быть совершенно одно действие.

Это как в музыке. Бесконечные изменения тона выше и ниже, и темпа быстрее и медленнее дают бесконечные варианты сочетаний звуков. Варьируя различные сочетания звуков, человек создает разные музыкальные вариации.

Бесконечное сочетание различных действий человека, совершенных в бесконечном сочетании мест и времен, приобретает специфические формы, получившие название социальных институтов, которые представляют специфические интересы и потребности людей.

К примеру, если основой в музыке служит  отвлеченный звук, то в основе социального мира лежит отвлеченное действие. Однако и звук можно измерить во  времени и в пространстве (координаты) и действие имеет пространственное и временное содержание (координаты).

Действие, совершенное во времени и пространстве,  фиксируется и обозначается в системе координат других действий, уже имеющих обозначение. В пространстве фиксируется положение  одного действия относительно действий  других объектов, выступающих ограничителями первого. Действие протяженно во времени и в пространстве. Другими словами, действие находится во времени и в пространстве. Оно занимает часть времени и часть пространства, взаимодействует с пространством и временем, определяет свое время и свое пространство.

Единство…

Рассмотрим синонимы, которые раскрывают разные стороны понятия «единство» или описывают его в разных ситуациях и тем самым дополняют, обогащают и делают более понятным:

1-я группа ? цельность, целостность.

2-я группа ? сплоченность, слитность, спаянность, согласие.

3-я группа ? гармоничный, гармония, созвучие.

4-я группа ? общность, одинаковость.

5-я группа ? порядок, строй.

6-я группа ?  неделимость, нераздельность.

1

Первая группа ? цельность, целостность, т.е. нечто целое ? связана с корневым образованием цель. И, видимо, не случайно именно цель определяет единство всех составляющих элементов. Именно цель, или задача, по нашей терминологии, подчиняет себе действие, которое совершается в пространстве на конкретном месте. Именно цель определяет место, которое существует во времени и в пространстве, а также время совершения действия в нужном месте, и то, что представляет собой нечто целое, или цельность, целостность, что созвучно понятию «единство».

И это именно та цель, или задача, как мы говорили, которую ставит перед собой человек. Но было бы неправильно  полагать, что  сознание определяет место, время и действие, и их единство. Последние существуют сами по себе как внешние и самостоятельные объекты природы, обладающие специфическими  свойствами, качествами, признаками и пр. Активность человека проявляется в том, что  человек он отбирает из  доступной ему совокупности внешних объектов те, которые обладают необходимыми для решения задачи свойствами, качествами, признаками и пр. И не более того. Цель в данном случае знаменует то единство, которое  использует (не подчиняет), соединяет качества других объектов, необходимые для решения задачи. Но сама по себе цель (задача) есть по сути такой же объект природы, как и любой другой, с присущими ему атрибутами, который вступает во взаимодействие с другими объектами.

Поэтому термины и понятия цельность, целостность выступают в сознании синонимами понятию «единство». И именно единство в сознании человека может заменяться целью, задачей.

Вторая группа синонимов ? сплоченность, слитность, спаянность, согласие ? подчеркивает особое качество состояния единства, является одной из важнейших его характеристик. Вроде бы логично предположить, что одно  легко заменяет другое: казалось бы единство, естественно, предполагает сплоченность, слитность и спаянность. Однако данные термины свидетельствуют о том, что единство с необходимостью содержит в себе части. Именно они слитны, сплочены и даже спаяны. Вряд ли надо было бы это подчеркивать, но то, что называется единством, не всегда содержит именно эти качества, характеристики. Введение особых терминов подчеркивает такое состояние единства, когда все части сплочены, слиты и даже спаяны. Данные термины скорее эмоциональная оценка, свидетельствующая об особом состоянии такого важного объекта, как единство.

Третья группа ? гармоничный, гармония, созвучие ?подчеркивает еще одно свойство единства: не просто сплоченность, слитность, спаянность частей в органичное целое, а их гармония, созвучие. Это, так сказать, высшая оценка, высшая характеристика единства, свидетельство такого состояния, которое предполагает созвучность его частей, т.е. их звучание в едином стиле, в гармонии, в едином ритме. Другими словами, наличие  сплоченности или слитности, спаянности еще не свидетельствует о  гармонии. Сплоченность может не предполагать гармонии и созвучности, которые представляют как бы вторую, высшую ступень единства частей какого-то объекта.

Понятно, что гармония нужна не сама по себе, а лишь для решения задачи. И, по всей видимости, именно состояние гармонии, созвучности и приводит к успешному решению задачи.

Четвертая группа – общность, одинаковость. Слитность, гармония и пр. возможны только в том случае, если есть некая общность. Понятие «общность» трактуется в научной литературе,  как некая совокупность людей. Но в данном случае оно имеет  другую характеристику и иные признаки. Общность предполагает наличие общих элементов у всех ее частей. Другими словами, несмотря на то, что  части общего могут быть весьма различными, что и имеет место в любом единстве, но в каждом из них с необходимостью должно быть то, что делает их общностью. Общность складывается из тех элементов, которые принадлежат всем частям или их большинству[27].

Но единство создается человеком под задачу путем выбора из множества внешних объектов именно тех, которые ее решают. Элементы, присущие разным объектам, выбираются человеком и составляют некую общность.

Таким образом, единство представляет собой неразделимую  сплоченность, имеющую цель. И в самом деле, оно потому и единство, что имеет цель и, будучи сплоченным, уже не может быть разделенным.

Пятая группа ? порядок, строй. Слова «порядок» и «строй» вызывают ассоциацию с воинском порядком и строем. Но по отношению к последним, как правило, не употребляется слово «гармония». Однако именно гармония являются синонимом строя, а соответственно и порядка и опосредованным синонимом единства.

Понятие «строй» выступает частью понятия «порядок». Слово «порядок» имеет корневое образование ряд (строй). Но порядок находится в некоем единстве как система, которая и призвана решать поставленную задачу. Порядок ? так человек обозначил особое состояние объектов внешней среды ? есть система объектов, связанных между собой некоей общей для них задачей. Поэтому порядок представляет собой прежде всего систему отношений между объектами, точнее, законы их взаимодействия. Он предполагает, что вещи, находясь в определенной связке, решают задачу.  Только в таком качестве обретается единство.

Таким образом, порядок по существу есть некий закон взаимодействия  объектов при решении человеком задачи. Задачу ставит человек, объекты, обладающие необходимыми признаками или элементами, выбирает человек, а вот порядок, или законы, их взаимодействия существуют объективно. Человек может выстраивать объекты только в каком-то порядке, т.е. по тем законам, которые он принимает как объективные.

Шестая группа ?  неделимость, нераздельность. Вообще-то все можно разделить, и нераздельности, строго говоря, не существует. Кроме одного случая, когда есть состояние единства. Пока существует единство, оно нераздельно. Однако понятие и его объективный носитель ? это не одно и то же. Как понятие «единство» и в самом деле нераздельное, в противном случае его бы не существовало, но как объективное образование единство при определенных обстоятельствах может быть разделено. Но тогда оно приобретет другое наименование и иное понятийное обозначение.

2

Понятие «единство» предусматривает специфическое взаимодействие  объектов внешнего по отношению к человеку  мира,   формула действия человека в  пространстве и времени, т.е. в определенной системе координат.

Любой объект есть результат действий других объектов, которые сошлись в какой-то точке, т.е. в конкретном месте в конкретный  момент времени совершился акт действия. Согласно нашей точке зрения, есть результат сочетания действий (взаимодействие) других объектов; место ? это физическая точка пересечения этих действий, образующих новый объект; время ? период существования  момента схождения, т.е. нового объекта как точки пересечения других объектов; действием мы называем момент существования объекта в данной точке и в отпущенный ему период.

Таким образом, общим для таких объектов, как место, время и действие, являются действия других объектов, если  какой-то из них служит общей категорией относительно нового объекта. В качестве общего могут выступать как время ? момент схождения действий объектов, так и место, если оно  является общим относительно данного объекта. Сложность в понимании заключается в том, что нередко мы разными словами называем одно и то же, и наоборот, одним словом называем разные вещи.

Когда говорят о пересечении действий субъектов, то это не совсем точно, скорее речь должна идти о пересечении физических траекторий движения объекта. Но опять же в силу стремления все воспринимать в координатах физического мира эти и многие другие понятия  интерпретируются  как физические объекты, и тем самым  искажается их сущность. Место, время и действие ? не только физические координаты, существуют  они не только в физическом мире и являются не только физическими  величинами. Только в силу большой развитости естественнонаучного исследования мира, последнее определяет наш понятийный аппарат и представление об окружающем нас мире. В силу неразвитости  мышления и сознания, мы еще не оторвались от пуповины  физического мира (химических и энергетических процессов, которые и были основой живого мира, согласно общераспространенной точке зрения) и не можем представить ни себя, ни наши действия, ни время, ни место вне физического мира. Мы все  сверяем с ним и по нему меряем все.

Так, когда мы говорим о траектории движения объекта, то сознание рисует физическую картину мира, когда объект перемещается из одной точки территории (называемой, наверное, пространством) в другую точку за какое-то время (тоже неточное название). Но возникает белиберда в логическом рассуждении. Мы не можем в этом случае представить себе время в его физическом выражении, и оно становится  каким-то трансцендентальным, виртуальным, особым, но опять же физическим образованием, по сути, и  мы это неосознанно чувствуем, никакого отношения к физическому миру не имеющим. Мы не можем определить и место, когда оно превращается в точку, которая вообще в физических категориях не рассматривается и не может существовать, ибо в  категориях физического  мира  точка превращается в дурную бесконечность, как и те атомы, кирпичики мироздания, которые с таким самозабвением ищут наши физики. В действительности при делении ядер, кварков и пр. находят  совсем другое:  не конечную величину мира, а его бесконечное разнообразие, теряющее физические представления.

Действие мы так же рассматриваем только как физическое, правда, оговаривая при этом, что оно целесообразно, т.е. что оно такое образование, которое определяется не физическим миром, а чем-то виртуальным, каким-то иным миром, который мы еще не знаем и определяем как сознание.

Единство ? категория не физического мира, как категория одного, единого и пр., т.е. она означает, что на какой-то ограниченной территории в какое-то точно определенное время было совершенно какое-то конкретное физическое действие. «Единство» ? категория вне времени, пространства и действия. И получается, что физический мир породил некое нефизическое явление. Сказать, что это категория сознания, ? значит уйти от ответа, ибо, не указав переходной мостик  от одной сущности к другой, мы не можем разрешить данное логическое противоречие.

Понятие «единство» ? это плод и результат действия сознания, которое отражает законы объективного мира (не обязательно физического). Оно соединило не соединимые вещи, чтобы решить свои жизненно важные задачи. Но сознание ? это не какая-то уникальная материя или образование (сколько бы нас в этом ни уверяли ранее, впрочем, сейчас уже не уверяют во всяком случае активно и настойчиво). Оно есть часть материи (природы), а это значит, что законы существования материи (природа) как целого распространяются и на ее часть. Сознание ? специфическая форма природы, материи, и таких форм (особенностей) существует много.

Поэтому под единством мы понимаем место как особую категорию сознания, под временем  также понимаем особую категорию сознания, действие для нас тоже особая категория сознания. Всем этим категориям присущи особенности, но не как физического мира, а как мира сознания, мышления.

Однако эти категории могут накладываться и трансформироваться  и на физический мир, и не только на тот физический мир, который мы воспринимаем, но и на другой физический мир, который мы не видим и не ощущаем, но о котором много говорят  физики. Но эти же категории трансформируются особым образом и на другие формы выражения материи, например на информацию, которая сегодня признана особой формой выражения материи.

С помощью единства человек может оптимально выполнить свою задачу. Решение может состояться только тогда, когда действия человека, причем строго определенные, должны совершиться в определенном месте и в точно указанное время. Эту триаду  определяет сам человек и сам выстраивает одновременность ее составляющих.

Однако место, время и действие всегда выступают самостоятельными объектами, которые, как уже говорилось, есть результат взаимодействия ряда других объектов. Они могут выступать доминантами, определяющими другие объекты. Так, если ребенок должен обязательно родиться и в точно установленное время, то человеку остается только найти место для его рождения. Здесь доминантами становятся сразу два объекта ? время и действие. Место рождения ? переменная величина и то только в определенных рамках. Как, впрочем, и все остальное.

Если человек поставил себе задачу вырастить хороший урожай, то он должен совершить действие: посадить зерно в точно указанное (природой) время. В данном случае доминантой становится время. Не совершив действие и в необходимое время, человек не получит урожай.  Если человек поставил задачу создать кувшин, то место, время и акт совершения он определяет сам.

Таким образом, единство есть момент осознания человеком места в системе обязательных координат ? времени и действия. Единство есть осознание человеком времени в системе координат ? место и действие. Единство есть осознание человеком  своего действия в системе координат ? место и время.

Заключение

Все многообразие мира состоит из трех элементов: пространство (место), время (период существования) и действие. Действие может быть только в пространстве и занимать его конкретную часть, может быть только во времени, т.е. в период существования объекта. Пространство формируется действием и во времени, а время есть период существования объекта, т.е. действия. Все это в совокупности и образует те или иные объекты, из которых и состоит внешний мир.

Конечная градация каждого из этих трех элементов образует бесконечное количество объектов внешнего мира. Древние философы, например, утверждали, что в основе мира лежат четыре стихии: вода, огонь, земля и эфир. Вариаций здесь было много, но, по всей видимости, идея о первоосновах, первичных элементах, основах мироздания существует, ибо многообразие всегда есть производное от чего-то ограниченного.

Место, время и действие представляют собой выражения материи, принимающей различные формы при решении человеком своей задачи. Это различные оценки человеком своего собственного состояния и нахождения в системе взаимодействия объектов материи при решении им своей задачи.  Но эти оценки ключевые, поскольку они определяют состояние, продвижение и решение человеком своей задачи.

Место, время и действие есть формы превращения материи.

<< |
Источник: Л.В. Аверьянов. Единство места, времени и действия 2010. 2010

Еще по теме 6 Заключение: