<<
>>

Русская интеллигенция и социализм (по поводу сборника «Вехи»)

Впервые опубликована в антивеховском сборнике статей «Интеллигенция в России» (СПб., 1910), затем вошла в сборник «К лучшему будущему» (СПб., 1912), по тексту которого печатается в настоящем издании.

с.52*. Бюхер Карл (1847-1930) — немецкий экономист, статистик, представитель «новой исторической школы». Его работы содержат обширный фактический материал по численности населения средневековых городов, организации ремесел и др.

с.55*. Пестель Павел Иванович (1793-1826) — декабрист, основатель и директор Южного общества декабристов. Автор программного документа «Русская правда», в аграрной части которого содержалось требование уничтожения крепостничества, конфискации крупных латифундий, наделение крестьян землей.

с.56*. Огарев Николай Павлович (1813-1877) — русский революционер, поэт, публицист, друг и соратник Герцена. В 1831 г. ими был организован революционный кружок в Москве. \1*

с.59*. Франк Семен Людвигович (1877-1950) — русский философ и психолог. В юности увлекался социализмом и был последователем Маркса, позже — перешел на позиции религиозной философии, в области политики стал сторонником либерального консерватизма. В 1922 г. выслан из советской России. В сборнике «Вехи» выступил со статьей «Этика нигилизма».

с.59**. Струве Петр Бернгардович (1870-1944) — русский политический деятель, экономист и философ. Первоначально стоял на позициях марксизма, участвовал в работе II Интернационала и РСДРП. Позже перешел на либеральные позиции, был членом ЦК кадетской партии. После октябрьской революции эмигрировал за границу. В сборнике «Вехи» выступил со статьей «Интеллигенция и революция».

с.59***. Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) — русский философ и экономист. В молодости занимался аграрными проблемами политической экономии, был сторонником марксизма. Позже перешел на позиции религиозной философии, в 1918 г.

принял сан священника, в 1923 г. эмигрировал за границу. В сборнике «Вехи» выступил со статьей «Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)».

с.60*. Предисловие к «Вехам» написал Гершензон Михаил Осипович (1869-1925) — русский историк литературы и общественной мысли, инициатор сборника «Вехи», где выступил со статьей «Творческое самосознание». После октябрьской революции 9стался в России, сотрудничал с советской властью, был первым председателем Всероссийского съезда писателей.

с.62*. — имеется в виду Струве П.Г., бывший в 1902- 1905 гг. редактором нелегального журнала «Освобождение».

с.64*. Боборыкин Петр Дмитриевич (1836-1921) — русский писатель, почетный академик Петербургской Академии наук.

с.64**. Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868) — русский публицист, литературный критик, философ, социалист. Выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны («теория реализма»).

с.64***. Лавров Петр Лаврович (1823-1900) — русский философ и публицист, один из идеологов революционного народничества.

с.65*. Каутский Карл (1854-1938) — один из лидеров и теоретиков немецкой социал-демократии и II Интернационала. Известен работами по истории социалистических учений, теории пролетарской революции, аграрным вопросам.

с.431. «Die Intelligenz und die Socialdemokrtia» (нем.) — «Интеллигенция и социал-демократия».

с.66*. Жорес Жан (1859-1914) — руководитель французской социалистической партии. Основатель газеты «Юма- ните» (1904). Страстный борец против колониализма, милитаризма и войны. Убит в канун I мировой войны.

с.67*. Лафарг Поль (1842-1911) — один из основателей французской Рабочей Партии, член 1-го Интернационала. Имел труды по философии, политической экономии, языкознанию, литературоведению. Был женат на дочери Маркса Лауре.

с.67**. «Фабианское общество» — организация английской интеллигенции, основана в 1884 г. Одним из организаторов общества был Сидней Вебб (см.

примечание к с.243). Пропагандировало идеи постепенного преобразования капиталистического общества в социалистическое. После создания в 1900 г. лейбористской партии вошло в ее состав.

Марксизм и народничество

Впервые статья была опубликована в сборнике работ М.И. Туган-Барановского «К лучшему будущему» (СПб., 1912).

с.74*. Воронцов Василий Павлович (1847-1918) — русский экономист, публицист, один из идеологов либерального народничества 80-90-х гг. 19 в. Известен своей полемикой с русскими марксистами. Часто выступал под псевдонимом В. В.

Кант и Маркс

Работа была написана и впервые опубликована в качестве предисловия к книге К.Форлецда «Кант и Маркс. Очерки этического социализма» (СПб., 1909). В 1911 г. опубликована в Германии в вцде рецензии на данную книгу Фор- лендера (Archiv fur Sozialwisenschaft und Sozialpolitik. Tubingen, Bd.33. 1911. N1). В 1912 г. включена в сборник «К лучшему будущему» (СПб., 1912), по тексту которого публикуется в настоящем издании.

с.76*. Маркс Карл (1818-1883) — немецкий философ, экономист, родоначальник научного социализма. Основной экономико-философский труд — «Капитал» (I том — 1867 г.). См. очерк Туган-Барановского «Маркс» (наст, изд., с.203-256).

с.76**. Форлендер Карл (1860-1928) — немецкий философ, социал-демократ, представитель марбургской школы неокантианства, один из ведущих теоретиков этического социализма.

с.76***. Каутский Карл (1854-1938) — один из лидеров и теоретиков немецкой социал-демократии и II Интернационала. В данной статье Туган-Барановский говорит об одной из наиболее известных работ Каутского «Аграрный вопрос» (1899, русск. пер. 1900).

Книга Зомбарта о социализме

Работа была написана и впервые опубликована в качестве предисловия к книге Зомбарта «Организация труда и трудящихся». (СПб., 1901). В 1912 г. включена в сборник «К лучшему будущему» (СПб., 1912), по тексту которого публикуется в настоящем издании.

с.80*. Зомбарт Вернер (1863-1941) — немецкий экономист, историк. В молодости испытал значительное влияние идей К. Маркса. Один из авторов «Теории организованного капитализма».

Утопический социализм

с.87*. Дюринг Евгеніій (1833-1921) — немецкий философ, занимался проблемами политический экономии, права, теории литературы. Считал причиной социального неравенства и эксплуатации насилие, усматривал путь социалистических преобразований через кооперацию мелких производителей. Полемика Ф.Энгельса с Дюрингом («Анти- Дюринг») является одним из главных философских произведений классического марксизма.

 

<< | >>
Источник: М.И.Туган-Барановский. К лучшему будущему. Сборник социально- философских произведений. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН),1996. - 528 с.. 1996

Еще по теме Русская интеллигенция и социализм (по поводу сборника «Вехи»):

  1. Поэзия 1840 х гг.
  2. ЮРИЙ КУБЛАНОВСКИЙ Мюнхен, 14 октября 1988 года
  3. 1. Новые задачи и значение идеологической работы партии после перехода в новой экономической политике. Разгром партией идеологии капиталистической реставрации 
  4. «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ». РУССКОЕ БОГОИСКАТЕЛЬСТВО 
  5.   ЛИТЕРАТУРА
  6. В. Г. Белинский
  7. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ВСЕЕДИНСТВА В ТРУДАХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ В. С. СОЛОВЬЕВА
  8. ПРЕДИСЛОВИЕ
  9. РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И СОЦИАЛИЗМ (по поводу сборника «Вехи»)
  10. БИБЛИОГРАФИЯ[18] Структура
  11. Русская интеллигенция и социализм (по поводу сборника «Вехи»)
  12. Глава 3. Европа и славянский мир