Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

О СКРОМНОСТИ, ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ЧЕСТОЛЮБИЮ 


Что касается скромности, то можно удовольство&ваться тем, что было сказано по этому вопросу выше, где я показал, что мудрецу несвойственно стремиться к высоким должностям или почестям в государстве и что он, наоборот, предпочитает пребывать в безвестности.
Вот почему я подчеркну лишь то, что советую каждому из моих друзей, а именно: живи в тени или уединенно (однако с оговоркой: если тебя не призовет государ&ство), ибо, как это показывает уже самый опыт, хо&рошо живет тот, кто сумел уйти в тень 157.
Нам весьма часто, без сомнения, приходится наблю&дать, как люди, достигшие высокого положения, ни&спровергаются завистью, точно ударом молнии, и лишь после этого, но уже слишком поздно начинают пони&мать, что значительно лучше пользоваться покоем, чем в поте лица своего пробираться по узкой дорожке че&столюбия, стремясь к власти, и достигнуть той вершины, на которой лишь можно бояться сильного и стремитель&ного падения. Мало того, те, кто, по понятиям толпы, окружен блеском славы и почестей, на самом деле ока&зываются несчастнейшими людьми, сердце которых раз&дирают тягостные и мучительные заботы. И не думай, конечно, что эти люди свободны от страха, ибо не мо&жет быть, чтобы люди, которые, как кажется, внушают страх, сами с своей стороны не боялись бы многих.
И хотя ты видишь, что эти люди рассылают во все концы мира суда, командуют легионами, что они всегда окружены большой свитой, все же не думай, что они живут безмятежно или что им доступно какое-нибудь чистое удовольствие: ведь все это кажущееся могуще&ство лишь шутка, забава и сон, поскольку ни страх, ни теснящиеся в груди заботы не страшатся бряцанья оружия, не отступают перед сверкающим блеском злата и пурпура, но смело живут рядом с царями и сильными мира и, подобно мифическому коршуну поэтов, выкле&вывают им самое сердце.
Мало того, не думай также, что слава, высокое поло&жение и сокровища царской власти полезны чем-нибудь нашему телу, ибо, как в этом легко убедиться, лихо&радка не проходит скорее, когда ты трясешься от нее под ткаными узорами и под багряным покровом, чем тогда, когда ты лежишь под простым одеялом. Вот по&чему нас нисколько не огорчает отсутствие пурпурного покрова, затканного золотом и драгоценными камнями, если только у нас есть простая одежда, способная за&щитить тело от холода. Поверь мне, если ты, доволь&ствующийся ложем из тряпок и соломы, учишь, что суетны смертные, не понимающие, как мало требуется для того, чтобы жизнь стала счастливой, и жадно, во&сторженно устремляющиеся к тому, что им кажется великолепием, речь твоя, произнесенная на низком ложе из лохмотьев, покажется прекраснее. Ведь о суетности и великолепии будет не только говориться, но каждый будет иметь возможность ее оценить.
В самом деле, хотя, с другой стороны, дом [мудреца] не блестит серебром, не сверкает золотом, не оглашает&ся звуками кифары, хотя в нем нет золотых статуй юношей, поддерживающих светильники, освещающие вечерние трапезы, все же не менее приятно укреплять тело, растянувшись на мягкой траве, поблизости от ручья или под ветвями высокого дерева, и особенно это приятно весенней порой, когда молодая трава усеяна цветами и птицы услаждают слух своим пением, когда веет зефир158 и вся природа радостно улыбается.


Вот почему если кто-нибудь может так жить в полях или в своих маленьких садах, то нужно ли ему доби&ваться почестей вместо того, чтобы жить скромной жизнью? Ведь помимо всего добиваться славы, похва&ляясь своей добродетелью, ученостью, красноречием, своим происхождением, богатством, челядью, платьем, своей красотой, своими успехами и подобными же ве&щами,— это дело смешного тщеславия. Во всех этих ве&щах скромность требует лишь одного, а именно чтобы по неотесанности и безвкусице не допустить ничего про-
тивного приличиям. Разумеется — я уже выше об этом сказал — одинаково пошло и вульгарно как кичиться вышеуказанными преимуществами, так и падать духом по поводу их утраты или отсутствия.
Вот почему если мудрец будет случайно обладать несколькими статуями или портретами предков или других людей, то он не станет выставлять их напоказ ради вящей славы, и, хотя он не станет также небрежно с ними обращаться, все же он их поместит и будет хра&нить скорее в галереях, чем где-либо в другом месте.
Точно так же мудрец не станет слишком заботиться о своих похоронах и не потребует для них никакой пыш&ности. Единственной его заботой будет то, что может быть полезно и приятно потомству, ибо он поймет, что ему самому, или мертвому его телу, совершенно безраз&лично, в каком состоянии оно будет находиться, и что упорствовать в тщеславии за порогом смерти бессмыс&ленно; так же нелеп предлог, который некоторые, как я уже раньше указывал, выставляют в качестве при&чины, по которой они не хотят быть после смерти ра&зорванными зверями. Ибо если это зло, то почему не зло быть сожженным огнем, задыхаться, лежа, в меду 158а, или коченеть под мрамором, чувствуя на себе постоянную тяжесть земли?
 
<< | >>
Источник: Пьер ГАССЕНДИ. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. Том 1. «Мысль» Москва - 1968. 1966

Еще по теме О СКРОМНОСТИ, ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ЧЕСТОЛЮБИЮ :

  1.   ОБ УМЕРЕННОСТИ ВООБЩЕ 
  2. О СКРОМНОСТИ, ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ЧЕСТОЛЮБИЮ 
  3.   УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ, БОРЕЦ
  4.   Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались, Слил в единый народ и законы им дал...18  
  5.   ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИРОДЕ ОБЩЕСТВА
  6.   БЕРНАРД МАНДЕВИЛЬ И ЕГО «БАСНЯ О ПЧЕЛАХ»  
  7.   ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИРОДЕ ОБЩЕСТВА  
  8. Сократ, Федр
  9. КНИГА СЕДЬМАЯ
  10. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИМЕЧАНИЯ [†††††††††††††††††††††††††††††††††] Пьер Бейль. К истории философии и человечества
  11. КАВЕНЬЯК
  12. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  13. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  14. Государство в его обусловленности культурой.
- Альтернативные философские исследования - Антропология - Восточная философия - Древнегреческая философия - Древнеиндийская философия - Древнекитайская философия - История философии - История философии Возрождения - Логика - Немецкая классическая философия - Онтология и теория познания - Основы философии - Политическая философия - Русская философия - Синектика - Современные философские исследования - Социальная философия - Средневековая философия - Философия и социология - Философия кризиса - Философия культуры - Философия науки - Философия религии - Философы - Фундаментальная философия - Экзистенциализм - Этика, эстетика -
- Архитектура и строительство - Безопасность жизнедеятельности - Библиотечное дело - Бизнес - Биология - Военные дисциплины - География - Геология - Демография - Диссертации России - Естествознание - Журналистика и СМИ - Искусствоведение - История - Культурология - Литература - Маркетинг - Математика - Медицина - Менеджмент - Педагогика - Политология - Право России - Право України - Промышленность - Психология - Реклама - Религиоведение - Социология - Страхование - Технические науки - Учебный процесс - Физика - Философия - Финансы - Химия - Художественные науки - Экология - Экономика - Энергетика - Юриспруденция - Языкознание -