<<
>>

  ГЛАВА ВОСЬМАЯ

  Но термином я называю то, на что разлагается сужде&ние31. Вслед за определением посылки он определяет и термин, говоря, что термином он называет то, на что раз&лагается суждение, па сказуемое и подлежащее; одно го&ворит, о чем идет речь, а другое — что о нем говорится; и они являются исконными частями суждения.
А все дру&гие [слова] выполняют роль связки, как [слово] есть, и они указывают или на количество суждения, как опреде&ление [круга охватываемых предметов], или же па каче&ство, как модальность, или па характер [связи].

И что эти [два члепа — субъект и предикат] — яв&ляются наиболее важными частями высказывания, из&вестно из следующего: каждое суждение обязательно имеет подлежащее и сказуемое, и без этих двух членов никогда не бывает суждепия, тогда как без других выше&упомянутых [членов] суждение бывает, т. е. [суждение может быть] без слов, указывающих на модальность, ха&рактер [связи], степень [существенности], определение [круга предметов]. Так, например, высказывание Сократ ходит не имеет ни одного из этих [дополнительных чле&нов], а когда имеются дополнительно [и другие слова], которые прибавляются к одному из них или же вводятся с целью разделения, то тем самым охватывается всякое суждение, что разъяснено Аристотелем в «Об истолкова&нии». Ибо когда имеются два [члена] противолежапия: соединение и разъединение, разделение и слияние, упо&минание одного из двух членов противолежания подра&зумевает и второй: посредством соединения памекается на разъединение, а через разделение делается намек на слияние. И обе эти четверки, указывающие на наличие или отсутствие, в совокупности составляют восемь, а именно: наличие соединения, отсутствие соедипепия; наличие разъединения, отсутствие разъединения; нали&чие разделения, отсутствие разделения; наличие слияния, отсутствие слияния. Таким образом, он охватил всякое суждение.

Как мы сказали и показали, [одпим из главных чле&нов суждения] является [предикат, выражаемый через] глагол, ибо общее суждение, каким бы оно ни было, либо в возможности обладает [понятием] есть, сообщающим о наличии чего-нибудь у чего-нибудь, либо в действитель&ности. В возможности, как, например, всякий человек яв&ляется подлежащим, и о нем что-нибудь сказывается.

Ибо хотя некоторые из них в действительности и обладают [понятием] есть, как, например, бог есть, Сократ есть, однако выражение существования они имеют в возмож&ности, так как всякий глагол разлагается на свое прича&стие; например, Сократ есть — Сократ является сущест&вующим; бог есть — бог является существующим.

И вот те суждения, которые в возможности заключают в себе [попятие] существования, являются либо утвер&дительными, либо отрицательными. И, будучи утверди&тельными, они заключают в себе утверждение понятия быть, а при наличии понятия быть следует знать, что оно может быть отнято от них; когда же [суждения] отри&цательны, то они заключают в себе отрицание — не быть, ибо от пих отнимается [быть и дается] не быть. А те суждения, которые в действительности обладают попя- тием есть, бывают либо с указанием модальпости или же без нее, как, например, без указания модальности: Сократ справедлив, Сократ несправедлив. Так вот, суждения, бу&дучи утвердительными, заключают в себе подтверждение бытия, а отрицательные — подтверждение небытия; если они [с указанием] модальности, то опять бывают либо утвердительными, либо отрицательными; а суждения по единичному бывают либо простыми, либо исходящими от них. И вот, когда утвердительное суждение бывает про&стым, тогда и о Сократе что-либо сообщается надлежащим образом.

Такова с божьей помощью и данная глава.

 

<< | >>
Источник: Давид Анахт. СОЧИНЕНИЯ. Издательство «Мысль». 1975. 1975

Еще по теме   ГЛАВА ВОСЬМАЯ:

  1. 'V ГЛАВА ВОСЬМАЯ ¦ J : СЛУЧАЙ
  2. Глава восьмая. Монополистическая практика
  3. ГЛАВА ВОСЬМАЯ
  4.   ГЛАВА ВОСЬМАЯ
  5.   ГЛАВА ВОСЬМАЯ Браться за трудное / Цзюи нань  
  6.   ГЛАВА ВОСЬМАЯ.
  7.   ГЛАВА 14 
  8. Глава восьмая
  9. Глава восьмая. ПОЗНАНИЕ
  10. ГЛАВА ВОСЬМАЯ
  11. ГЛАВА ВОСЬМАЯ
  12. Глава восьмая ЗАРОЖДЕНИЕ ОБЩЕРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА
  13. Глава восьмая Собственность в современном мире
  14. Глава восьмая ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
  15. ГЛАВА ВОСЬМАЯ