<<
>>

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха

Людвиг Фейербах (1804-1872) называет свою философию философией будущего, так как рассматривает реальным субъектом разум человека, который является продуктом природы. Одну из своих работ он так и называет: "Основные положения философии будущего".

Ему принадлежат также произведения: "К критике философии Гегеля", "Сущность христианства", "Предварительные тезисы к реформе философии".

Человека Фейербах рассматривает как "единственный и высший предмет философии"[125]. Антропология по Фейербаху - такое философское учение, которое делает человека исходной и конечной категорией философского анализа, а основным вопросом философии объявила вопрос: "Что такое человек?".

Если для дофейербаховских материалистов был характерен натурализм, с его исходной категорией "природа", которая развивается по законам механики, а человек понимался как часть природы, то для "Фейербаха исходная категория - человек", но не просто как часть природы, а как особое образование. Фейербах в отличие от Гегеля понимает человека как материальное существо, а не как дух, не самосознание. Человек, по Фейербаху, - это существо, отличное от других природных существ своей универсальностью, ибо он существо родовое, и существует лишь как частица рода, как существо единое с другими людьми по своей сущности. Животное же является существом универсальным, поскольку оно есть что-то самодостаточное, занятое лишь своими потребностями. Мотив понимания человека как родового существа звучит у Канта, Фихте, Гегеля. Например, Кант понимает высшую характеристику человека как морального существа, как способность человека следовать правилам поведения, которые могут быть всеобщими принципами законодательства.

Фейербах, говоря о сущности человека, выделяет три ее компонента. Во-первых, тело. Это природная основа человеческого существования, это базис, но только предпосылка родовой жизни.

Человек - существо телесное, чувственное, и это основа его сущности. Мышление же лишь одна из характеристик чувственности. Во-вторых, сознание, которое понимается Фейербахом как самосознание. Самосознание как компонент человеческой сущности проявляется в различных формах духовной деятельности человека: в науке, религии, искусстве. Человек оказывается способным на самосознание, по Фейербаху, из-за третьего компонента его сущности, а именно: общения. Общение Фейербах понимал как деятельное взаимоотношение людей, а не только как изначально присущее им родовое единство, родовую общность. Главной стороной человеческой жизни у Фейербаха оказывается любовь, как активная деятельность, в том числе и физиологическая, направленная на продолжение рода; единство рода. Иногда на первый план выступает соотношение "Я" и "Ты", без которого, по Фейербаху, невозможно познание человеком самого себя, поскольку он постигает себя как "Я", когда ему противостоит "Ты", в котором он видит подобное себе "Я". Приведем некоторые суждения Фейербаха, раскрывающие смысл его концепции: "Только в ощущении, только в любви "это", то есть это лицо, эта вещь, иначе говоря, эта единичная сущность, обладает абсолютной ценностью..."[126].

"И объективно, и субъективно любовь служит критерием бытия, критерием истинности и действительности. "Где нет любви, там нет и истины"[127]. Человек, а не бог, - единственное существо, достойное любви. Религиозная же любовь - это лишь отчужденная, ложная форма подлинной - человеческой, родовой - любви. В произведении "Сущность Христианства" Фейербах писал о любви как свойстве рода: "Человек является предметом любви, потому что он есть самоцель, разумное и способное к любви существо. Это есть закон рода, закон разума. Любовь должна быть непосредственной любовью, и только непосредственная любовь есть любовь. Но если я между другим и мною, осуществляющим род в своей любви, вклиниваю представление личности, в которой уже осуществлен род, то этим я уничтожаю сущность любви и нарушаю единство представлением третьего существа, находящегося вне нас; ведь это другое существо является объектом моей любви не ради себя, т.е.

не ради своей сущности, а потому только, что имеет сходство или нечто общее с этим прообразом". Бог, таким образом, как бы встает между человеком и человеком и мешает искренности этих отношений. Христианская религия, по Фейербаху, есть результат отчуждения человека от самого себя, своих сущностных, родовых характеристик. Чем более мы усиливаем бога, тем больше мы ослабляем человека. Единственную надежду для человека Фейербах видел в упразднении религии, в возвращении человека к самому себе, в создании религии человека, где все отношения между людьми становятся отношениями любви. Таким образом, человек понимается Фейербахом как существо социальное, что составляет основу его универсальности.

В теории познания Фейербах - сенсуалист[128], поскольку он полагал, что реальность дана нам в ощущениях. Новая философия, - писал он, - рассматривает бытие с точки зрения ощущаемого объекта, "каково оно для нас". "Бытие есть тайна созерцания, ощущения, любви"[129]. Фейербах оптимистично верил во всемогущество разума, что разум соединяет то, что разъединено в природе.

Главным принципом этики Фейербаха является любовь. "Я должен любить и только в этом случае я человек", - считает Фейербах, поэтому только в счастье "Ты" возможно счастье "Я", то есть для человека другой человек доложен быть священным - без этого невозможно формирование эмоционально насыщенного мироотношения антропологии Фейербаха.

Философия Фейербаха оказала большое влияние на формирование мировоззрения Маркса и Энгельса. Энгельс писал: "За нами остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния,              которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Гегеля"[130].

Семинарское занятие на тему: Немецкая классическая философия

1. Немецкая классическая философия как единый культурный феномен. Общие черты, специфика и основные представители.

2. Философия Канта: революция в гносеологии.

3.

Антиномии Канта и их место в диалектике.

4. Проблема свободы в философии Канта. Понятие категорического императива.

5. Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.

6. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Литература для самостоятельного чтения:

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1. М., 1989. Гл.2. С.169-191.

Вольф Р. О философии. М., 1996.

Мир философии. М., 1991. Т.1. С.141-154, 198, 264-269, 395-397; Т. 2. С.24-25, 27-29, 33-40, 194-195, 435-445.

Гегель. Работы разных лет. М., 1971. Т.1. Кто мыслит абстрактно? С.387-390.

Гегель. Наука логики. М., 1972. Т.3. С.296-299.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986. С.271-304.

Гулыга А.В. Кант. М., 1973.

История философии в кратком изложении. М., 1991.

Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994.

Кант И. Пролегомены... М., 1993.

Кант И. Критика чистого разума. Минск, 1998.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. М., 1989.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. Т. 42. С.261-263.

Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к “Науке логики”. М., 1984.

Овсянников М.Ф. Гегель. М., 1970.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 4. СПб., 1996.

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I, II. М., 1955.

Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение публике о подлинной сущности новейшей философии...// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1994.

Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. Ч.1. М., 1997. Темы рефератов:

  1. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии.
  2. Этика И. Канта.
  3. Философия права И. Канта.
  4. Социальная философия И.Г. Фихте.
  5. Философия творческого субъекта И.Г. Фихте.
  6. “Философия откровения” Ф.Й. Шеллинга.
  7. Философия Гегеля и развитие естествознания.
  8. Социальная антропология К. Маркса.
<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме 4. Антропологический материализм Л.Фейербаха:

  1. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  2. Оценка Фейербахом философии Гегеля.
  3. 1.1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: ГЕНЕЗИС И МЕСТО В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
  4. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТАНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА И ЭСКИЗ«ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО»
  5. Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму
  6. 4. Антропологический материализм Л.Фейербаха
  7. Социальные и гносеологические основания немецкой философии.
  8. Философия тождества Ф. Шеллинга
  9. Материалистическая диалектика и диалектический материализм
  10. Этика Фейербаха. Религия любви
  11. 6. Философия Фейербаха
  12. 5. Антропологический материализм Д. Фейербаха
  13. 4. Критика антропологизма Л. Фейербаха и истерические понимание сущности человека
  14. Антропологическая философия Н.Г. Чернышевского