<<
>>

Антропологический материализм.

Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Он призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях, как это делают идеалисты, к изучению природы и человека.
Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией».

За отправной пункт решения вопроса о соотношении бытия и мышления берется человек. Человек, по Фейербаху, есть единство материального и духовного. Однако для него человек – это, абстрактное биологическое, природное существо, поэтому Фейербах не смог ответить на вопрос, почему сознание людей разных социальных групп неодинаково.

Фейербах делает попытку, исходя из антропологического материализма, рассмотреть различные формы общественного сознания и прежде всего религию. Не Бог создал человека, а человек Бога. Божественная сущность, утверждает Фейербах, это не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, объективированная, а затем – обожествленная, почитаемая в качестве потусторонней сущности, т. е. Бога.

Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы.

Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает, прежде всего, на ее материальный характер. Природа телесна, материальна, чувственна . Материя вечна, не имеет начала и конца, т. е. бесконечна; она никем не сотворена. Причина природы находится в самой природе. «Природа есть причина себя самой», – повторяет он вслед за Спинозой. Природа – это свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, «огонь, земля, растения, человек и т. д. Качество неотделимо от бытия предметов и составляет их действительное бытие. Формами существования материи являются пространство и время. Он утверждал, что необходимость, причинность, закономерность представляют собой естественные силы.

Фейербах выступал не только против идеализма, но и против вульгарного материализма Фохта, Молешотта, которые сводили психические явления к материальным физико химическим и физиологическим процессам. Он постоянно подчеркивал, что истина не есть ни материализм (имея в виду вульгарный материализм), ни идеализм, а только антропология.

<< | >>
Источник: В. Н. Лавриненко. Философия. 1998

Еще по теме Антропологический материализм.:

  1. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  2. Антропологический материализм.
  3. 6. Антропологическая проблема в русской философии
  4.   РУССКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 
  5. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫЙ РАДИКАЛИЗМ
  6. СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  7. 1.1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: ГЕНЕЗИС И МЕСТО В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
  8. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  9. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТАНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА И ЭСКИЗ«ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО»
  10. Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму
  11. 4. Антропологический материализм Л.Фейербаха
  12. Материалистическая диалектика и диалектический материализм
  13. Субъективный идеализм и субъективный материализм
  14. 6. Антропологическая проблема в русской философии
  15. 5. Антропологический материализм Д. Фейербаха
  16. Антропологическая философия Н.Г. Чернышевского
  17. Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму