<<
>>

35. Душа и тело

“Нелепым оказывается и в этом учении (о том, что душа собственным движением движет и тело. - А.В.), и в большинстве высказываний о душе вот что: эти философы связывают душу с телом и помещают ее в него, не объясняя при этом, в чем причина этой связи и каково состояние тела; однако такое объяснение, думается, необходимо.

Ведь именно в силу связи одно действует, другое испытывает воздействие, одно приводится в движение, другое движет, а такая взаимная связь не свойственна вещам, случайно соединенным друг с другом...

Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия (актуальность, завершенность предмета, конечная цель, форма) стало быть, душа есть энтелехия такого тела...

Поэтому и не следует спрашивать, есть ли душа и тело нечто единое, как не следует это спрашивать ни относительно воска и отпечатка на нем, ни вообще относительно любой материи и того, материя чего она есть...

Итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая-либо часть ее, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей. Но конечно, ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела...

Так вот, то, благодаря чему мы прежде всего живем, ощущаем и размышляем, - это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя или субстрат... Так как одушевленное существо состоит из материи и формы, то не тело есть энтелехия души, а душа есть энтелехия некоторого тела. Поэтому правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела и не есть какое-либо тело. Ведь душа есть не тело, а нечто принадлежащее телу, а потому она и пребывает в теле, и именно в определенного рода теле”.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) великий древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. (Аристотель. О душе // Соч. в 4-х т. Т.1. М., 1976. С. 383-384, 394, 395, 396, 398-399.)

1. Сопоставьте понимание души Аристотелем с пониманием Анаксагора и Платона. К чему ближе его позиция?

2. В каком смысле, по Аристотелю, душа неотделима от тела и в каком не совпадает с ним?

3. Что означает утверждение: душа - энтелехия тела? Как соотносятся понятия “форма” и “энтелехия”?

4. Может ли душа, по Аристотелю, существовать вне тела?

<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме 35. Душа и тело:

  1. § 2. Душа и ее способности.
  2. 2.1. Представление древних философов о душе.
  3. ИЗОБРАЖЕНИЕ НАГОГО ТЕЛА И ПОРТРЕТ
  4.   АРГУМЕНТЫ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ БЫТИЕ БОГА И ОТЛИЧИЕ ДУШИ ОТ ТЕЛА, ИЗЛОЖЕННЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ СПОСОБОМ
  5.   ПРОТИВ «ВТОРОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ» О природе человеческого ума: о том, что ум легче познать, нежели тело  
  6.   ПРИМЕЧАНИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ, В КОИХ ДОКАЗЫВАЕТСЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА И РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШОЙ И ТЕЛОМ
  7.   III. О понимании китайцами человеческой души, её бессмертия и её вознаграждения и наказания  
  8.   Глава девятая О «ДУШЕ»
  9.                 120 О РАЗЛИЧИЯХ СУЩЕСТВ, СОСТОЯЩИХ ИЗ ДУШИ И ТЕЛА 
  10. ГЛАВА 184 |0 ДУШЕ] «Всякая душа является или божественной, или 
  11. ГЛАВА 202 [БОЖЕСТВЕННАЯ И ЧАСТИЧНАЯ ДУША]
  12. § 174. Смерть телесная и бессмертие души
  13. Глава 9. Душа, тело и бессмертие
  14. Теорема 12. Все, что только имеет место в объекте идеи, составляющей человеческую душу, все это должно бить воспринимаемо человеческой душой, иными словами, в душе необходимо будет существовать идея этого, т.е. если объектом идеи, составляющей человеческую душу, служит тело, то в этом теле не может быть ничего, что не воспринималось бы душой.
  15. Теорема 13, Объектом идеи, составляющей человеческую душу, служит тело, иными словами, известный модус протяжения, существующий в действительности (актуально), и ничего более.
  16. Радикальное отличие в определении знания в трудах богословов и философов. Разработка учения о душе, разуме, интеллекте, учение о деятельном разуме. Проблема смертности и бессмертия разумной души. Концепция Ибн Сины о «парящем человеке».
  17. 3. П.Помпонацци: смертная душа в присутствии Бога
  18. 12. Проблема души и тела у Платона