19. Душа и тело.
Основная ошибка, идущая от Аристотеля и в собеииости развиваемая средневековой мыслыо, состоит в том, что душа признается за фактор, приводящий к актуальному существованию, за принцип, оживляющий материю.
В действительности же, как раз наоборот.
Тело является олсивляю- щим принципом души. Душа до соединения с телом является лишенной деятельной жнзни, и она становится деятельной только в соединении с телом. <...> Телесные органы чувств существуют не для того, чтобы давать душе знание о внешнем мире, так как он может восприниматься и без их помощи - центростремительную и центробежную нервные системы следует, как это делает Фергсои, рассматривать кж единый аппарат, с помощью которого душа является действующей, а не только пассивно-воспринимающей. Мозг для памяти - это только решето, просеивающее тот материал, который необходим для действия.Чтобы понять, в какое затруднение вводила аристотелевская точка зрения, следует вспомнить созданное для оправдания учения о бессмертии души томистическое учение о разделенных формах. Эти формы противоречили учению Аристотеля, по которому всякой вещи приписывается двойственный состав из субстанции и формы. Для того, чтобы примирить пере- лсиваемость души с аристотелевским учением о душе, как форме тела открывается еще путь, указанный Лейбницем: снабжение отошедших душ другим телом. Лейбниц, по которому душа является, как и для Аристотеля, не вполне субстанцией, а какой-то субстанциональной формой, что км под- черкивается с полпой определенностью, развивает учение о телах, которые заменяют для душ умерших их земные тела.
Это учение в грубой и фантастической форме развивается спиритизмом, снабжающим душу кроме земного, уничтожающегося со смертью тела, еще и призрачным телом материализирующихся духов. Это направление лишь запутывается в сфере грубо материалистических воззрений. [Имеется одна] основная ошибка во всех метафизических построениях, которые запутывают метафизику в рассуждениях о взаимоотношениях души и тела и приводят к психофизическому параллелизму, уничтожающему индивидуальное бессмертие.
Это ложный постулат о невозможности взаимодействия между разнородными вещами.Мыслители конца XVI в., которые во всяком явлении видят действие духа на материю, т.е. как раз взаимодействие между разнородными вещами, в этом отношении представляют полную противоположность мыслителям XVII в.
Лейбниц настаивает на том, что, по его мнению, ложное учение о полной нематериальпости души, имеет своим источником введение мнимых бестелесных духов в среду телесную. Действие при этом понимается грубо материально, в форме какого-то смешения агентов. Действие на расстоянии одной вещи на другую не признается последствием того, что всякое действие требует прикосновения частей этих тел, образования из этих частей, хотя бы временно, нового целого. Рука может взять камень, так как рука соприкасаясь с камнем, образует с ним одно целое, но дух не может двигать ни руки, ни камня, так как иет частей у духа, могущих войти в соприкосновение с рукой или камнем.
Но действие следует понимать глубже. Всякое действие это творчество, и при этом следует прибавить, встав в противоречие с Анаксагором, творчество из ничего.
Дух может также творишь материю в плоскостях более высокой реальности, как он может творить свои сновидения и призраки, которые нельзя рассматривать как абсолютно не существующие, но которые следует относить к низшим степеням реальности.
XVI век стоял на более правильной точке зрения. Его более широкий взгляд шел дальше, чем узкомеханистическая метафизика XVII в.