<<
>>

18. Любовь и смерть.

Насколько все другие платоновские доказательства бессмертия души далеки от истины, настолько близко подходит к верному пути его гносеологическое доказательство переживаемости иа основании врожденности идей.

По Платону, познание идеального - это припоминание (анамне- зис) пережитого в предсуществоваиии души в другом бестелесном мире, в том мире, где души созерцают сами платоиовы идеи, и іуда они догокны вернуться.

Не учение о врожденных идеях, а подход к проблеме смерти со стороны анализа необъяснимых средствами научной психологии явлений, мне представляется ценным в платоновских взглядах иа бессмертие. Но эти несводимые элементы ои совершенно неправильно ищет в верхах сознания, а не у порога сознания, у преддверия темного подсознания, погруженного в сферы бестелесного.

Указание на предсуществованис Платон видит ие только в идеях, но и в высших чувствах, по его мпеигао, ие связанных с телом. Наряду с чувственной любовью, ои отличает духовную, основанную на пробуждении воспоминания о первообразе красоты, виденном до земной жизни, о потерянном блаженстве созерцания идеального мира. Эрос - это страстное стремление к бессмертию.

То, что уже по самой природе является объектом основного влече-ния души, то не должно быть для нее достигнутым. Платой сходит и здесь с правильного пути. Половое чувство смешивается с эстетической эмоцией. Он бросается опять к ярким верхам сознания, относя туда то, что вырастает в чудесных, но страшных тайниках подсознания.

В любви Данте к Беатриче, той любви, которая может быть названа родной сестрой смерти, которая признает одну, только одну, в которой мощное стремление к дорогому образу ие представляет полового чувства, но обращается в последнее, - такое же указание на предсущесгвоваиие, как в страхе смерти. Но любовь рождается в этом, а не в трансцендентном платоновском мире, в таких его глубинах, которые тысячами нитей связа- ны с его поверхностью, по которой движется порог сознания настоящей жизни.

В юные годы душа овладевает уже вполне организованным телом.

Окончательно она пробуждается ото сна и вот из самых глубин ее вьісіупа- ет порыв к проявлению наиболее полной активности. Как поток долго сдерживаемой воды, он прорывает плотину, увлекая в себя не только все то, что обретается душой в ее первые годы жизни, более того - утробной ее жизни, ио и трансцендентальный осадок ее прежних переживаний. Вот этот осадок поднимается во время юности на поверхность сознания - неясный и неопределенный, производящий смятение в верхних слоях, а затем глубоко упадающий в таинственные глубины и замещающийся телесными стремлениями.

За гробом мы должны искать разгадку любви. Что такое черты лица возлюбленной? Не то ли, что уже было видено и глубоко пережито? Молеет быть, это черты моего лица в прежних моих инкарнациях? Воздержимся от пути, по которому ведет нас дальше фантазия, стремящаяся разобрать то, что говорит этот голос, но согласимся с тем, что он идет оттуда, откуда идет к нам и великий страх смерти.

<< | >>
Источник: Д.Д. МОРДУХАЙ-БОЛТОВСКОЙ. ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МАТЕМАТИКА. 1998

Еще по теме 18. Любовь и смерть.: