17. Эдукция и /продукция.
Таким образом душа существует вечно. Если молено говорить об ее создании вместе со временем.
Средневековая мысль видит следующие возмолености. 1. Эдукция — выведение души из сил самой материи.
В самой материи мыслится что- то духовное, из чего создаются индивидуальные души. Это, вне сомнения, путь к пантеизму, к признанию какой-то мировой души, из которой эма- нируют души индивидуальные.Но именно трансцендентальное воспоминание, о котором мы говорили выше, говорит против этого взгляда. Моя прежняя жизнь есть толсе жизнь личности, хотя и другой.
2. Традукция: одна душа роисдает другую (как огонь ролсдает огонь). За это говорит наследственность. Моя душа содержит кое-что из духовного содержания души моего отца. Но, анализируя глублсе, мы видим, что всякая наследственность носит только внешний характер, внутреннее лее вдет из другого, более глубокого источника. Два брата-близнеца имеют совершенно одинаковую наследственность и более того - одинаковую утробную жизнь, но в глубине своих духовных стремлешій различаются между собой. В них говорит голос, идущий от их предков, но еще сильнее голос, идущий от их предшествовавших жизней.
Третья гипотеза, иа которой останавливается Ориген: душа до ролс- дения существует и обнарулсивается с роладением. Это точка зрения, которая мной и защищается. Души при рождении овладевают телом так лее, как вторичные психики овладевают центральной нервной системой. Раз-личие только то, что здесь ей предоставляется вполне готовый аппарат, между тем, как в ребенке или, вернее, в утробном плоде аппарат этот еще не готов, это музыкальный инструмент, в котором еще пет струн, но который уже находится в руках того, кто после того, как будут натянуты струны, будет на них играть.
Такое предположение лучше, чем предпололеение, что душа создается из ничего в момент рождения. Почему в момент рождения, а не в утробе матери, когда, конечно, ребенок все-таки леивет так лее, как когда выйдет из утробы? Гораздо естественнее предпололеить, что растет здесь не душа, а растет только связь меледу ней и тем инструментом, которым она будет пользоваться.
По Лейбницу, душа всегда существует, но, как он говорит, в малых размерах. Мы это переводим так; в меньшей активности, или дал® просто в пассивном состоянии.
Рождение, говорит Лейбниц, это особого рода увеличение, смерть же - уменьшение живущего, преобразование и свертывание. Наш перевод: переход в пассивное состояние.
Но когда Лейбниц говорит, что нет души, отделенной от тела, что нет бестелесных людей, что только один Бог свободен от тела, то м ы протестуем, так как тело это то, что дает леизнь: (душа без тела) не otcueem, а только существует.