<<
>>

34. Бытие “самого по себе” как душа вещей

“Приверженцы упомянутых учений (речь идет о досократиках - натурфилософах различных направлений. - А.В.), как кажется, смотря на огонь, воду, землю и воздух как на первоначала всех вещей, и именно это-то они и называют природой.

Душу же они выводят позднее из этих первоначал. Впрочем, вероятно, это не только так кажется, но и на самом деле подобный взгляд утверждается этим учением...

Что такое душа, мой друг, это, кажется, неведомо почти никому - какова она, какое значение она имеет, каковы прочие ее свойства, в особенности же каково ее возникновение; ведь она - нечто первичное, возникшее прежде всех тел, и потому она более чего бы то ни было властна над всякого рода изменениями и переустройствами тел. Раз дело обстоит так, не правда ли, необходимо, чтобы то, что сродно душе, возникло прежде того, что принадлежит телу, так как душа старше тела?..

Если обнаружится, что первоначало и есть душа, а не огонь и воздух, ибо душа первична, то пожалуй, всего правильнее будет сказать, что именно душа по преимуществу существует от природы...

Душа - причина блага и зла, прекрасного и постыдного, справедливого и несправедливого...

Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море, с помощью своих собственных движений, названия которым следующие: желание, усмотрение, забота, совет, правильное и ложное мнение, радость и страдание, отвага и страх, любовь и ненависть. Правит она с помощью всех родственных этим и первоначальных движений, которые в свою очередь вызывают вторичные движения тел и ведут все к росту либо к уничтожению, к слиянию, либо к расщеплению и к сопровождающему все это теплу и холоду, тяжести и легкости, жесткости и мягкости, белизне и черному цвету, к кислоте или сладости. Пользуясь всем этим, душа, восприняв к тому же поистине вечно божественный ум, пестует все и ведет к истине и блаженству. Встретившись же и сойдясь с неразумием, она ведет все в противоположном направлении”.

(Платон. Законы. // Там же. Т.3. Ч.2. С. 384, 385, 391, 392.)

1. Чем душа Платона отличается от души Анаксагора?

2. Какова функция души у Платона? Сопоставьте с ролью Ума у Анаксагора.

3. Как соотносятся по времени своего существования душа и тело у Платона?

4. В чем можно усмотреть антропоморфность души у Платона и в какой мере она уже отделилась и противопоставилась человеку?

5. Как соотносятся у Платона душа и “божественный ум”? Если душа “правит всем”, то зачем нужен Бог?

<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме 34. Бытие “самого по себе” как душа вещей:

  1. Глава I Бытие
  2. Диалог о возможности-бытии высокопреосвященного кардинала Николая из Кузы. Собеседников трое 
  3. 1.2. Явное (favepoq) и скрытое (afavev): обнаружение сути вещей
  4. 1. ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ»
  5. 34. Бытие “самого по себе” как душа вещей
  6. Проблемы онтологии Субстанция и бытие
  7. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  8. Философский массив античности как онтологическая основа метафизики Мастера Экхарта.
  9. Диалектика бытия-небытия (для "мудрых" философов)
  10. Теорема 17. Если тело человеческое приведено в состояние, заключающее в себе природу какого-либо внешнего тела, то душа человеческая будет смотреть на это внешнее тело, как на действительно (актуально) существующее или находящееся налицо до тех пор, пока тело не подвергнется действию, исключающему существование или наличность означенного тела.
  11. Теорема 49. В душе не имеет места никакое волевое явление, иными словами — никакое утверждение или отрицание, кроме того, какое заключает в себе идея, поскольку она есть идея.
  12. Теорема 36. Познавательная любовь души к богу есть самая любовь бога, которой бог любит самого себя, не поскольку он бесконечен, но поскольку он может выражаться в сущности человеческой души, рассматриваемой под формой вечности, т.е. познавательная любовь души к богу составляет часть бесконечной любви, которой бог любит самого себя.
  13. Примечание 1 [Противоположность бытия и ничто в представлении]