<<
>>

3. Бытие как полагание само по себе

“Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении. Положение Бог есть всемогущее (существо) содержит в себе два понятия, имеющие свои объекты: Бог и всемогущество; словечко есть не составляет здесь дополнительного предиката, а есть лишь то, что предикат полагает по отношению к субъекту. Если я беру субъект (Бог) вместе со всеми его предикатами (к числу которых принадлежит и всемогущество) и говорю Бог есть или есть Бог, то я не прибавлю никакого нового предиката к понятию Бога, а только полагаю субъект сам по себе со всеми его предикатами, и притом как предмет в отношении к моему понятию”.

(Кант И. Критика чистого разума // Соч. М., 1964. Т.3. С.521.)

“Предикатом существования я ничего не прибавляю к вещи, но саму вещь прибавлю к ее понятию. В суждении о существовании я выхожу, таким образом, за пределы понятия не к какому-то другому предикату помимо подразумеваемых о понятии, а к самой вещи с теми же самыми, не большими и не меньшими по числу предикатами, разве что сверх относительного полагания мыслится еще и к тому же и абсолютное”.

(Кант И. Рукописи // Философия Канта и современность. М., 1976. Ч.2. С.29-30.)

1. Что значит: “бытие не есть реальный предикат...”? (реальный от лат. res-вещь, предмет, realis - вещественный, действительный).

2. Каково содержание бытия, если оно сводится к связке “есть”? Содержит ли оно новое знание о вещи, о которой высказывается?

3. В чем субъективность понимания Кантом бытия?

4. Что теряет Кант, отказываясь от понимания бытия как

вещности и что он выигрывает?

<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме 3. Бытие как полагание само по себе:

  1. § 141. Непосредственное и опосредованное полагание разума. Опосредованная очевидность
  2. 1. ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ»
  3. 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЙ «СОЦИУМ», ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-ДРУГОГО»
  4. Акт самостоятельного полагания в языках (Act des selbstthatigen Setzens)
  5. Акт самостоятельного полагания в языках. Глагол
  6. Акт самостоятельного полагания в языке. Союз
  7. § 35. Номинативное полагание и суждение. Могут ли вообще суждения становиться частями номинативных актов
  8. 3. Бытие как полагание само по себе
  9. 3. Пространствопонимание как условие бытия культуры
  10. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  11. Принцип вечного отрицания бытия
  12. Бытие как воля к превосходству
  13. Раздел IV. О невозможности онтологического доказательства бытия Бога
  14. 2. Наука как постигание самостью себя в понятии
  15. [Неудовлетворительность выражения: единство, тождество бытия и ничто]
  16. В чем суть категории бытия в философии?