Экологическая проблема
Широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием совре&менного общества с природной средой, объединяется под общим названием экологической проблемы. Слово «экология» в послед&ние годы стало очень модным. И сфера его применения суще&ственно расширилась с того момента, когда Э. Геккель более ста лет тому назад предложил его для обозначения конкретного науч&ного направления, изучающего взаимоотношения животных и растений со средой их обитания. Слово «экология» сейчас встре&чается в лозунгах, под которыми происходят демонстрации в за&падных странах (так называемое движение «зеленых»); упомина&ется в официальных государственных документах, в статьях уче- ных, юристов, журналистов и представителей других профессий. В самом широком смысле слова экологический взгляд на мир пред&полагает при определении ценностей и приоритетов человеческой деятельности учет последствий влияния, которое эта деятельность оказывает на природную среду, равно как и влияние природной среды на человека.
От понимания экологии как точки зрения следует отличать еще, по крайней мере, два значения этого термина.
Первое из них ха&рактерно для современной науки, в которой под экологией тра&диционно понимается раздел биологии, изучающий взаимоотно&шения живых существ с окружающей их средой (в русле понима&ния экологии, идущего от Геккеля). Второе значение термина «эко&логия» чаще встречается в трудах философов, географов и пред&ставителей других профессий, интересующихся соответствующей проблематикой. В этом случае имеют в виду некое синтетическое научное направление или совокупность существующих направле&ний, изучающих проблему взаимоотношения человеческого об&щества со средой его обитания и называемых чаще всего эколо&гией человека, социальной экологией, глобальной экологией и даже современной экологией в отличие от традиционной эколо&гии. В данном учебном пособии без специальной оговорки терми&ны «экология» и «экологическая проблема» будут пониматься в самом широком смысле.Проблема взаимоотношения человека и природы во всей це&лостности всегда была предметом глубокого философского инте&реса. К ней так или иначе обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшиеся определить место и роль человека в Уни&версуме. В связи с этим встает вопрос: как соотносится экологи&ческая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требу&ющая неотложных естественно-научных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечной философской про&блемой взаимоотношений человека и природы?
Философское поле анализа данной проблемы простирается от человека, взятого во всей его целостности, до природы в трех ее основных значениях: 1) Универсума; 2) соотносящейся с обще&ством части Универсума; 3) внутренней основы человека. Эколо&гическое поле значительно уже. Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и рас&тений понятие среды; его можно определить как часть природы, в которой существует человек и средоточием которой он является, непосредственно сталкиваясь с ней в своей деятельности.
В понятии «природа» отражается генетический аспект проис&хождения человека (слово «природа» сокоренно словам «род», «родник»). На конкретно-экологическом уровне это различие мо&жет элиминироваться, но оно приобретает важное значение на уровне философского анализа.
Следует отметить, что между философским и конкретно-эко- логическим уровнями, как и между понятиями «природа» и «при&родная среда», нет непроходимой пропасти.
Совокупность учиты&ваемых характеристик природной среды возрастает по мере того, как человек получает все больше информации о влиянии приро&ды на его существование и все большую часть природы превраща&ет в среду своего обитания. В теоретическом же плане, имея в виду известное диалектическое положение «все связано со всем», по&нятие «природная среда» можно рассматривать в качестве некото&рого эквивалента понятию «природа» в значении части Универсу&ма, соотносящейся с человеческим обществом.Экологическую точку зрения приближают к философии и об&стоятельства иного плана. Экология в широком смысле слова пы&тается определить место человека в окружающей его природной среде, в то время как философия размышляет о месте человека в Универсуме. Экология обращена в будущее и стремится к возмож&но более далекому прогнозу, философия обращена в бесконеч&ность и вечность. Поэтому можно сказать, что экология есть нечто переходное между конкретными науками и философией в предмет&ном плане, так же как общая методология является переходной от конкретных наук к философии в гносеологическом плане. Есть и другие обстоятельства, сближающие философию с экологией, о которых будет сказано позже. Отсюда, однако, не следует, будто можно отождествить экологическую проблему с философской проблемой взаимоотношений человека и природы.
Последнее возможно только в том случае, если бы экологиче&ская проблема включила в себя проблему человека, т. е. преодоле&ла границы самой себя. Обычно же разговоры об экологической философии не идут дальше экстраполяции на философскую про&блему взаимодействия человека и природы данных экологии рас&тений и животных. Такая философия ограничивается представле&нием, по которому главная проблема, стоящая перед человече&ством, — проблема выживания (сообразно тому, как смотрит эколог на цели биологических организмов и сообществ), а ос&новное средство ее решения — обеспечение равновесия челове&ка со средой его обитания (аналогично стратегии развития есте&ственных экологических систем).
Подобная точка зрения была бы в какой-то мере оправдана в том случае, если бы у человече&ства осталась одна важная проблема — экологическая и не было бы других социальных проблем, решение которых, кстати ска&зать, во многом связано и определяет решение экологической проблемы.Данное соображение, конечно, не должно ставить под сомне&ние ни актуальность самой экологической проблемы, ни значе&ние философской проблемы взаимоотношений человека и при&роды, ни действенность философского анализа экологической проблематики, которую философ рассматривает на своем уров&не, как и любую иную. Философский взгляд на современную эко&логическую ситуацию может оказаться плодотворным для пра&вильной постановки экологической проблемы, глубокого и все&стороннего ее осмысления и выработки глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский взгляд особенно важен при осложнении какой- либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергать осно&вополагающие принципы, относящиеся к ней. При этом часто положение обостряется и требует эффективных конкретных ре&шений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка новых принципов, на которых основывалась бы чело&веческая деятельность в данной области. На наш взгляд, подобная ситуация и намечается сейчас во взаимодействии человека с при&родной средой его обитания. Именно поэтому появление множе&ства конкретных экологических программ не должно отодвигать или вообще ставить под сомнение правомерность философского подхода к экологической проблеме.