<<
>>

Эволюционная функция кризиса.

С точки зрения синергетики, кризис выполняет необходимую функцию переключателя, когда речь идет о смене программ развития. Исследователь «анатомии кризисов» А.Д. Арманд пишет: «Процесс самоорганизации не рассеян равномерно по фазам эволюционного развития. Наиболее крупные изменения сосредотачиваются в периоды кризисов. На графике эволюции появляются точки разрыва, перехода к новому качеству... Кризис - всегда точка бифуркации, неустойчивости, из которой существует несколько путей выхода. Прогнозировать, оценивать вероятность каждого из них мы умеем еще очень плохо.
Мало предсказуемы и результаты наших действий, принимаемых для облегчения ситуации. Однако достаточно устойчива закономерность: чем более далекие цели мы ставим себе в фазу выхода из кризиса, тем более безболезненным путем удается пройти. Этот «далекий» путь оказывается короче тех, при которых ставятся краткосрочные цели. Парадокс объясняется просто: дальновидная политика излечивает болезни радикально, с меньшим риском рецидивов» (2. С.206, 217). Следовательно, чтобы выйти из кризиса необходимо осуществлять стратегию дальней мудрости, основанную на новых ценностях и целях.

Развивая вышеупомянутый тезис А.Д. Арманда, можно высказать следующую гипотезу: основную тенденцию современного цивилизационного развития составляет переход от материальной к «постматериальной» цивилизации. Этот переход по своему рангу равен эволюционному кризису, породившему Homo sapiens. Тогда от биологического ствола эволюции отделилась ветвь социальной эволюции. Теперь мы стоим на пороге рождения следующей ветви, а именно духовно- культурной эволюции. «Кризис современной нам цивилизации, - пишет А.Д. Арманд, - представляет собой ворота в новый эволюционный цикл, по рангу эквивалентный возникновению человеческой культуры, - точнее материальной культуры. Как ветвь культуры отделилась от биологической эволюции, так в наши дни происходит отделение следующей ветви - духовной культуры - от общего ствола эволюции человеческого общества. Основным объектом развития становится не вмещающая человека рукотворная материальная среда, а сам человек, его

нематериальное содержание: разум, идеи, эмоции, воля, способности» (2. С.206).

Анализ духовной ситуации нашего времени позволяет сделать нам следующий вывод. С превращением науки в непосредственную производительную силу общества, с возрастанием роли сознания в общественной жизни, с созданием ЭВМ, информационных технологий - и в перспективе - искусственного интеллекта, центр социальной эволюции перемещается из сферы материального производства в сферу духовного производства. Опыт истории свидетельствует о невозможности построения свободного и справедливого общества до тех пор, пока система духовно-нравственных ценностей не превратится в детерминирующий фактор социальной эволюции. Мы знаем также из опыта, что ценностная переориентация очень трудна, поскольку она связана с изменением стиля мышления и образа жизни людей, сложившихся в течение тысячелетий и подкрепленных авторитетом мировых религий. Обнадеживает лишь то, что в условиях информационного общества процесс формирования ценностного сознания протекает несравнимо быстрее и эффективнее, и притом в планетарных масштабах. «Перевоспитать людей в духе гуманизма и экологизма, - замечает Б.Б. Родоман, - можно за несколько лет, если этим всерьез займутся СМИ на транснациональном и сверхдержавном уровне. Успешный, хотя и печальный опыт формирования «нового человека» и манипуляции массами в XX веке имеется. Вакханалия безудержного потребления должна быть обуздана из-за экологических ограничений» (124. С. 69).

Современному цивилизационному развитию нужно и необходимо придать характер целенаправленного процесса, что потребует разработки новых теоретических моделей общества. В XX веке наибольшей популярностью среди масс пользовались три теоретические системы: либерально-капиталистическая, националистическая и коммунистическая. На сегодня все три системы дискредитировали себя, а других нет. Возврат к старому общественному порядку невозможен, как и невозможен возврат к той экологической ситуации, которая существовала не планете до промышленной революции. Мы вводим понятие

эколого-гуманистической цивилизации для того, чтобы выделить тот аспект социальной эволюции, который связан с общественным идеалом («суператтрактором» - на языке синергетики) и характеризует принципиальную новизну ценностных ориентиров современного цивилизационного развития (по сравнению с техногенно-потребительским обществом). Перефразируя Э. Тоффлера, можно сказать, что появление ценностей новой цивилизации - это единственный по-настоящему эволюционный процесс, происходящий на наших глазах. Предпосылки формирования ценностей новой глобальной цивилизации складываются во многих областях современного социокультурного процесса и научно- технического развития, но особое место здесь занимают, на наш взгляд, теория информационного общества, концепция устойчивого развития и экологическая этика.

<< | >>
Источник: Мантатова Л.В.. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. - Улан-Удэ: издательство ВСГТУ,2004. - 242 с.. 2004

Еще по теме Эволюционная функция кризиса.:

  1. «Экономическая дисфункция» или «институциональная ловушка»: есть ли теоретическое решение?
  2. Эволюционная функция кризиса.
  3. Концепция Л. С. Выготского о психическом развитии человека
  4. ИЗ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РИТОРИКИ СО ВРЕМЕН ЕЕ ЗАРОЖДЕНИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОПЫТА РИТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
  5.   2.6.4. Проблема системной организации в биологии  
  6. Формальная школа
  7. Литература
  8. Сознание и познание
  9. 3.3. Строительство новых государственных институтов в переходный период
  10. Прежде всего изменяется целевая ориентация правовой системы в соответствии с новыми идеалами общества и стратегией перехода
  11. 7.2. Основные этапы переходного состояния правовой системы
  12. 11.2. Механизм действия переходного права