Фома Аквинский
Задача Фомы Аквинского состояла в примирении веры и зна&ния, что было, как убедительно показало позже обсуждение ге&лиоцентрической системы Коперника, не простой проблемой для католической церкви. Фома Аквинский пытался разграничить об&ласти веры и знания, и средством для этого стало разграничение царства природы и царства благодати^ в главном произведении Фомы Аквинского «Сумма теологии». В соответствии с использо&ванным Фомой Аквинским принципом иерархии природа явля&ется подготовительной ступенью для царства благодати, которое, в свою очередь, ведет к Богу. Соединение с Богом возможно в моменты мистического экстаза в интеллектуальном созерцании. Так вся средневековая сумма знаний и верований оказалась пред&ставленной в виде одного грандиозного здания.
Фоме Аквинскому принадлежат пять обоснований бытия Бога: 1) движение предполагает неподвижный первый движитель; 2) цепь причин и следствий не может идти в бесконечность — нужно пред&положить существование первой причины; 3) в мире не может господствовать случайность и должен быть источник необходимо&сти; 4) все предметы различаются по степени совершенства, и должно быть нечто, представляющее высшую степень реальности и совершенства; 5) наличие целесообразности в мире предпола&гает Бога как ее источника.
Здесь Фома Аквинский использовал концепцию причинности Аристотеля, говоря и о причине как таковой, и о причине движе- ния, и о целевой причине. Аргумент наличия необходимости также сводится к причине, а в основе четвертого аргумента лежит прин&цип иерархии, на котором основана вся система Фомы Аквинского.
Соглашаясь с Августином, святой Фома объявляет зло не су&щим.
Производное от Бога бытие есть благо, а опосредованное волей человека может быть злом. Значит, нравственная цель за&ключается в стремлении к Богу, а блаженство достигается при его созерцании. Благодать Божья — необходимое условие добродетели. Но в отличие от Августина Фома считал, что моральный образ действий гарантирует спасение.Бог представлен в человеке в виде совести. Как видим, сходное понятие проходит через всю историю: демон у Сократа, гений у стоиков, искра Божия у христиан.
Следуя Аристотелю, Аквинат разделял добродетели на умствен&ные и нравственные, но как христианин добавлял к ним и бого&словские, считая их наивысшими, — веру, надежду, любовь.
Хотя основными философскими темами в эпоху схоластики были те, которые исходили из религиозных задач (почему средне&вековая философия названа «служанкой богословия»), чем даль&ше, тем больше выходили на поверхность собственно философ&ские проблемы в религиозной упаковке. Одна из таковых — о ре&альном существовании идей — восходит к античности.