<<
>>

  Реалисты и номиналисты  

Спор в Средние века начался между реалистами, которые при&знавали существование идей, или, как их тогда называли, уни&версалий, и номиналистами, которые полагали, что идеи форми&руются в мозгу человека как обобщения многообразного мира единичных вещей.
Выйдя из недр античности, этот спор транс&формировался в Новое время в спор между объективными и субъек&тивными идеалистами.

Спор между реалистами и номиналистами стимулировался ос&новной задачей схоластики — разумного обоснования веры, до&казательства бытия Бога. Попытка оказалась безуспешной, и мне&ния номиналистов, следовавших преобладавшему в эпоху патрис&тики представлению о непостижимо мистической природе веры в Бога, мешали примирению разума и веры. В то же время номина&лизм подрывал основы веры в Бога, способствуя освобождению философии от подчинения религии.

Христианство было господствующей доктриной в западном мире на протяжении Средних веков. Но постепенно статус его стал сни&жаться. Этому способствовали новшества в католичестве, которые вызвали отрицательную реакцию населения, например выпуск индульгенций, купив которые верующий считался прощенным за свои грехи. Орден иезуитов прославился гонениями на еретиков и инакомыслящих, а инквизиция ужасала своими жестокими мера&ми—от пыток до сжигания на костре.

Восставшие против официальной церкви протестанты, хотя и руководствовались стремлением очистить христианскую религию, подготовляли кризис католичества. К рубежу схоластики и Воз&рождения усилился философский скептицизм, свойственный, в частности, Н.Кузанскому (1401 — 1464). В его сочинениях находим ставший в то время модным пантеизм, утверждающий: «Бог во всех вещах, как все они в нем».

Скептицизм

Эпоха Возрождения началась с сомнения в истинности рели&гиозных догм. Как в Древней Греции противоборствующие школы последователей Сократа не смогли прийти к согласию относи&тельно основ нравственности и возник скептицизм, так в конце Средних веков, когда ослабла религиозная вера, скептицизм воз&родился вновь.

Он готовил почву для новой веры — в разум чело&века, его силы и способности. «Пусть совесть и добродетели уче&ника находят отражение в его речи и не знают иного руководите&ля, кроме разума», — писал М.Монтень (1533— 1592)[123]. Когда Монтень призывает «сосредоточить на себе и своем собственном благе все наши помыслы и намерения», то этим он выражает одну из основных идей Возрождения, в соответствии с которой в цен&тре мироздания — человек с его чувствами и помыслами. Обра&щенность к человеку нужна Монтеню, чтобы выразить сомнение в символе религиозной веры. В этом он близок к античным скеп&тикам и завершает круг средневековой философии. Философия возвращается вместе с ренессансом античной культуры к своим традиционным проблемам, чтобы повторить античность на новом уровне с учетом специфики западной души.

Центр внимания философа в эпоху Возрождения перемещает&ся от Бога к человеку, и главным становится понятие гуманизма (от homo — человек). Яркий пример философа-гуманиста — Эразм Роттердамский (1466/69-1536).

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Реалисты и номиналисты  :