<<
>>

ШКОЛЫ В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ  

В «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (II —I вв. до н. э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть

школ: «сторонники учения об инь и ян» (натурфилософы), «школа служилых людей»—жуцзя (в переводной литературе называемая школой конфуцианцев), «школа моистов», «школа номиналистов» — минцзя (часто называемая также школой софистов), «школа законников» (легистов) — фацзя и «школа сторонников учення о дао и дэ» — даосистов.

Позже, па рубеже пашей эры, эта классификация была дополнена еще четырьмя «школами», которые, однако, за исключением цзацзя, или «школы эклектиков», собственно, к философии Китая не имеют отношения.

Вопрос о том, как возникла эта классификация и чем она плоха или хороша, довольно подробно рассматривается в специальной литературе[11], и здесь его нет падобности разбирать. Оговоримся лишь, что поскольку на протяжении многих столетий издание работ китайских мыслителей и исследование их взглядов проходило па основе упомянутой выше классификации, то для удобства расположения материала мы также будем пользоваться ею, хотя она пе выдерживает критики с точки зрения правил научной классификации, так как в ней одни школы названы по характеру общественной деятельности основателя школы, другие — по имени основателя учения, третьи — по главным принципам или понятиям этого учения.

17

2 Зак. 236

К тому же традиционное отнесение того или иного мыслителя к одной из этих шести-семи школ оправданно только до известной степени. Конечно, философ, принадлежавший, папример, к копфуциапству, не мог пройти мимо идей, высказывавшихся Конфуцием. Однако каждый крупный мыслитель не мог пе откликнуться и на те требования, которые выдвигало его время. Поэтому очень часто тот или иной мыслитель фактически порывал с положениями доктрипы той школы, о принадлежности к которой он официально заявлял. В этом отношении показательна, например, судьба Сюнь-цзы, традиционно считающегося копфуциапцем, одпако таковым он по сути дела пе был, ибо его взгляды скорее ближе к леги- стам и монетам, чем к копфуциапству, которое он критиковал.

Нельзя пе учитывать и то обстоятельство, что

в рамках одной и той же школы очень часто выступали философы, стоявшие на прямо противоположных идейно- мировоззренческих позициях.

Вместе с тем, несмотря на всю специфику философии в Древнем Китае, отношение между философскими школами сводилось в конечном счете к борьбе двух основных тенденций — материалистической и идеалистической, хотя, конечно, нельзя представить себе эту борьбу в чистом виде.

На ранних этапах развития китайской философии, например даже во времена Конфуция и Мо-цзы, отношение этих мыслителей к основному вопросу философии не выражалось прямо. Вопросы о сущности человеческого сознания и его отношении к природе, материальному миру не были определены достаточно четко. Зачастую во взглядах тех философов, которых мы относим к материалистам, содержались значительные элементы религиозных, мистических представлений прошлого и, наоборот, мыслители, которые в целом занимали идеалистические позиции, отдельным вопросам давали материалистическое толкование. Это особенно относится к вопросу о понимании роли неба, взаимоотношений «имен» (понятий) и действительности, происхождения всего сущего, дао, роли духов, судьбы и т. д.

Учитывая вышеизложенные предварительные замечания, перейдем к рассмотрению основных проблем, которые были поставлены древнекитайскими мыслителями, и покажем, как эти проблемы решались представителями различных философских направлений и школ, как в решении этих проблем выражалась борьба материалистических и идеалистических идей и тенденций.

 

<< | >>
Источник: ЯН ХИН-ШУНА. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. СОБРАНИЕ ТЕКСТОВ В ДВУХ ТОМАХ. том 1. Издательство социально - экономической литературы «Мысль» Москва-1972. 1972

Еще по теме ШКОЛЫ В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ  :

  1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 
  2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ  
  3. ШКОЛЫ В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ  
  4. к ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА ФИЛОСОФИИ
  5. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  6. Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии
  7. Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
  8. Специфика формирования философии в Древнем Китае
  9. Зарождение философии в Древней Элладе
  10. Философия Китая
  11. Интерес к разуму в арабо-исламской философии, разработанность концепции рационального знания, учения логики как способа достижения истины, вера в безграничные способности разума. Онтологические основания рационализма в арабо-исламской философии. Рационализм арабо-исламской философии как один из типов рационализма (в сопоставлении с рационалистическими тенденциями в индийской и китайской культурах). Рационализм критический и догматический. Значение мистической философии в развитии рационализма.
  12. Глава 1 Генезис "восточных философий"
  13. Школы и течения в древнекитайской философии
  14. Становление китайской философии
  15. Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии
  16. СТО ШКОЛ - ПЕРИОД РАСЦВЕТА КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  17. Школы и течения в древнекитайской философии
  18. Становление китайской философии
  19. Воззрения школы легистов (фацзя, законников)