<<
>>

Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии

  1. Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.

Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:

  • • цзин;
  • • ци;
  • • шэнь.

Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма.

Выделяются два вида данной психофизической энергии:

  • • "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;
  • • "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни.

Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.

Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин — энергии зарождения).

Энергия ци подразделяется на:

  • • вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;
  • • духовную ци - душу человека и других живых существ.

Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и

морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Больной, слабый, неудачливый — "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.

Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь — неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

==17==

энергии материального и духовного существования — ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:

  • •              ян — мужская сексуальная энергия;
  • •              инь              —              женская              сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:

  • •              не              дает              четкого              понятия человека, пытается вникнуть в сущность

человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);

  • •              начинает              отсчет              человеческой              жизни              не              с              момента              рождения, а с

момента зачатия;

  • •              не              исключает              человека навсегда из системы человеческих

отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью — "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми — нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан — в зависимости от поведения его потомков;

  • •              выделяет              в качестве духовного центра человека не голову (мозг,

лицо, глаза и т.

д.), а сердце;
  • •              воспринимает              человека как часть природы и космоса, не

соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;

  • •              призывает              ценить земной отрезок жизни, максимально продлить

его продолжительность.

==18==

Главными условиями докголетил я Китае считеютcя:

PDF-версия специально для MirKnig.com

  • • поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к окружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание общения с людьми, обладающими "грязной", нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;
  • • работа над своим телом и душой — "син чун" — окультуривание себя;
  • • работа над судьбой, принесение пользы обществу — "мин чун";
  • • соблюдение общественных порядков;
  • • употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;
  • • проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая.
  1. Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:
  • • великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;
  • • зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего — гиганта Пань-Гу;
  • • выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
  • • образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);
  • • 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;
  • • смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.;
  • • возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань- Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы — людей-драконов.

Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов — земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.

Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая — даосизма, конфуцианства, легизма.

==19==

только для ознакомления

Вопрос 8. Даосизм - древнейшее философское учение Китая

  1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".

  1. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:
  • •              путь, по которому в своем развитии должны идти человек и

природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

  • •              субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало,

которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ"

— благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

  1. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
  • •              все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного

явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

  • •              материя, из которой состоит мир, едина; существует круго

оборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;

  • •              мировой              порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не

зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");

  • •              особа императора священна, только император имеет духовный

контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;

  • •              познать              "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном со

блюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему;

==20==

  • • путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
  • • необходимо во всем уступать друг другу.

<< | >>
Источник: ЯКУШЕВ А.В.. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии:

  1. О ФОРМЕ ДУШ
  2. ФАУСТОВСКОЕ И АПОЛЛОНОВСКОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ
  3. ИЗ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РИТОРИКИ СО ВРЕМЕН ЕЕ ЗАРОЖДЕНИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОПЫТА РИТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
  4. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ТРУДАХ Г. В. ЛЕЙБНИЦА, И. КАНТА, Ф. В. ШЕЛЛИНГА И Г. ФРЕГЕ 
  5. Примечания 
  6. к ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА ФИЛОСОФИИ
  7. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  8. Глава VIII.ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
  9. Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
  10. ПОСЛЕСЛОВИЕ
  11. Е.В. ЗОРИНА МИФ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
  12. Глава 5. Цивилизация и культура в истории
  13. Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в
  14. Тема 2. Исторические типы философии
  15. Глава VIII Владимир Соловьев
  16. 1. Социокультурный статус «мудрости»
  17. ИЗБРАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  18. Г Л A B A XIX ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
  19. Примечания