<<
>>

Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм

  1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

  • • Как необходимо управлять людьми?
  • • Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом.

В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не

делай другим того, чего не желаешь себе.

  1. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
  • • жить в обществе и для общества;
  • • уступать друг другу;
  • • слушаться старших по возрасту и по званию;
  • • подчиняться императору;
  • • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
  • • быть человечным.
  1. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).

Руководитель должен обладать следующими качествами:

  • • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
  • • управлять на основе добродетели ("бадао");
  • • обладать необходимыми знаниями;
  • • верно служить стране, быть патриотом;
  • • обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
  • • быть благородным;
  • • делать только добро государству и окружающим;
  • • предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
  • •              заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в

целом. В свою очередь, подчиненный должен:

  • • быть лояльным по отношению к руководителю;
  • • проявлять старание в работе;
  • • постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

  1. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

  1. Основными постулатами легизма являются следующие:
  • • человек обладает изначально злой природой;
  • • движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
  • • как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
  • • чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
  • •              государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять

законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

  • •              основным стимулом правомерного поведения большинства

людей является страх перед наказанием;

  • •              основным разграничением правомерного и неправомерного

поведения и применения наказания должны являться законы;

  • • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
  • • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
  • •              государство — главный регулирующий механизм общества и,

следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

<< | >>
Источник: ЯКУШЕВ А.В.. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм:

  1. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  2. 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
  3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 
  4. Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
  5. Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
  6. 4. Философские школы 70—90-х гг. XX в.
  7. 3. Древний Китай: даосизм и конфуцианство
  8. Философские школы досократиков
  9. Философские школы поздней античности
  10. II.5.ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
  11. Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
  12. Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
  13. Философские школы поздней античности
  14. 1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии
  15. 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
  16. 2. Древняя Индия и Древний Китай
  17. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ