<<
>>

Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции

  1. Первые, досократические философские школы Древней Греции

возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

  • • милетская школа;
  • • школа пифагорейцев;
  • • школа Гераклита Эфесского;
  • • элейская школа;
  • • атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

  • • ярко выраженный космоцентризм;
  • • повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
  • •              поиск первоначала, породившего все сущее;
  • •              гилозоизм (одушевление неживой природы);
  • •              доктринерский (недискуссионный) характер философских

учений.

  1. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

  • •              выступали с материалистических позиций;
  • •              занимались не только философией, но и другими науками —

точными и естественными;

==30==

  • • пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");
  • • искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

  • • первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");
  • • представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
  • • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);
  • • допускал наличие множества богов;
  • • считал центром вселенной Землю;
  • • точно определил продолжительность года — 365 дней;
  • • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
    Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:
  • • первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;
  • • вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
  • • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

  • • первопричиной всего сущего считал воздух;
  • • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);
  • • проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";
  • • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
  1. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, осно-

==31==

ватель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

  • •              первоначалом всего сущего считал огонь;
  • •              вывел закон единства и борьбы противоположностей — клю

чевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

  • •              считал, что весь мир находится в постоянном движении и

изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

  • •              был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности

истории;

  • •              признавал относительность окружающего мира ("морская вода

грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

  • •              всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос —

Мировой Разум;

  • • выступал за материальность человеческой и мировой души;
  • • был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
  • •              движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба)

есть отец всему и мать всему".

  1. Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв.
    до н. э.), древнегреческого философа и математика:
  • • первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
  • • выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);
  • • считали единицу мельчайшей частицей всего;
  • • пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).
  1. Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

  • • изучали проблемы познания;
  • • жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

==32== только для ознакомления

  • •              были сторонниками монизма — выводили всю множественность

явлений из единого первоначала;

  • • считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
  1. Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

  • •              весь материальный мир состоит из атомов;
  • •              атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;
  • •              атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой

только в наши дни);

  • • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);
  • •              между атомами существует пространство, заполненное

пустотой;

  • •              атомы находятся в вечном движении;
  • •              существует круговорот атомов: вещи, живые организмы сущест

вуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

  • •              атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

<< | >>
Источник: ЯКУШЕВ А.В.. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции: