<<
>>

Вопрос 12. Древнегреческая философия:

периодизация и основные черты

  1. Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.
    (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".) Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.
  • • демократический — VII — V вв. до н. э.;
  • • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н.

э.;

  • • эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;
  • • римский - I в. до н. э. - V в. н. э.
  1. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков":
  • • милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
  • • Гераклита Эфесского;
  • • элейской школы;
  • • атомистов (Демокрита, Левкиппа);
  • • некоторых иных философов.

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному этапу относятся:

  • • философско-просветительская деятельность софистов;
  • • философия Сократа;
  • • зарождение "сократических" школ;
  • • философия Платона;
  • • философия Аристотеля.

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":

  • • меньше уделяли внимания поиску первоначала;

==27== только для ознакомления

  • •              допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;
  • •              выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего
  • (Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);
  • •              положили начало спору между материализмом и идеализмом;
  • •              проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
  • •              от декларативно-догматического метода философствования

перешли к диалогическо-доказательственному;

  • • внесли вклад в развитие логики;
  • •              вели практическую философско-просветительскую деятельность

(софисты и Сократ).

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

  • •              распространение антиобщественной философии киников;
  • •              зарождение стоического направления философии;
  • • деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
  • •              философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

  • •              кризис античных моральных и философских ценностей;
  • •              снижение страха перед богами и иными сверхъестественными

силами, уважения к ним;

  • •              отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и

его институтам;

  • •              поиск физической и духовной опоры в самом себе;
  • •              стремление к отрешению от действительности;
  • •              преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
  • •              признание высшим благом — счастья и удовольствия

отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Наиболее известными философами римского периода являлись:

  • •              Сенека;
  • •              Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);
  • •              Тит Лукреций Кар;
  • •              поздние стоики;
  • •              ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:

  • •              взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий

(древнегреческая философия развивалась в рамках рим—28—

  • ской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
  • • фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию;
  • • влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
  • • близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);
  • •              небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
  • •              повышенное внимание к проблемам человека, общества и го

сударства;

  • • расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);
  • • расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);
  • •              преобладание идеализма над материализмом;
  • •              все более частое объяснение явлений окружающего мира волей

богов;

  • • повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
  • • рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
  • • постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.
  1. В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:

• материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

  • • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
  • • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
  • • на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
  • • допускалось существование богов;
  • • древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
  • • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
  • • были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.

<< | >>
Источник: ЯКУШЕВ А.В.. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 12. Древнегреческая философия::

  1. Вопросы философии
  2. ПРИМЕЧАНИЯ Вопрос о свободе воли  
  3. к ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА ФИЛОСОФИИ
  4. Глава9 КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА РАННЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  5. Вопрос 12. Древнегреческая философия:
  6. Вопрос 19. Теологическая философия средних веков
  7. Культурно-исторические и экзистенциальные факторы генезиса философского мышления. Проблема начала философии
  8. Природа философских проблем. Предмет философии и основные направления его исторической динамики
  9. Сравнительный анализ особенностей философии, науки, искусства, морали
  10. И.З. Шишков КАК ВОЗМОЖНА ФИЛОСОФИЯ
  11. Вопросы философии
  12. II.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. НАТУРФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ. ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИАЛЕКТИКИ
  13. II.3.3. Общая характеристика античной философии
  14. Вопрос 12. Древнегреческая философия:
  15. Вопрос 19. Теологическая философия средних веков
  16. Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.