Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии
- Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
- • VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших
национальных философских школ;
- • III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
- • ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
- Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
- • даосизм;
- • конфуцианство;
- • легизм.
Меньшее распространение получили:
- • моизм;
- • натурфилософия;
- • номинализм.
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:
- • чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
==15==
только для ознакомления
- • неодаосизм;
- • неоконфуцианство.
В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями:
- • христианской религии;
- • марксизма;
- • ведущих европейских философов;
- • американской философии прагматизма.
- Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:
- • восприятие своей страны — Китая — как центра существую
щего мира;
- • понимание отдельных событий, истории в целом как цикли
ческого процесса;
- • осознание своей ответственности перед Небом и Землей за
правильное воплощение на Земле космических циклов;
- • восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
- • консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь пе
ремен;
- • невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
- • осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против
природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
- • восприятие человеческой личности, коллектива, общества и
государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
- • конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и
недеянию;
- • понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной
оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей - действительности);
==16==
- • восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
- • уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").