<<
>>

  ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ, УЧЕНИКИ И ПРОДОЛЖАТЕЛИ ГАССЕНДИ 


65

б Пьер Гассенди

Современником Гассенди, его личным другом и еди&номышленником был прежде всего Томас Гоббс. Выше мы говорили о письме Гассенди к Сорбьеру.
В этом же письме Гассенди пишет о Гоббсе: «Я не знаю среди
философов никого, кто был бы более свободен от пред&рассудков и более основательно вникал в то, что он рассматривает»
Теория материи Гоббса, поскольку она имела коли&чественно-математический характер, пожалуй, ближе к декартовой, чем к атомистике Гассенди, ибо атомистика Гассенди, как мы говорили выше, в известной мере была качественной. Гоббс был также в большей мере, чем Гассенди, номиналистом, и потому у него нет той ре&альной, отдельной от тела пустоты, которую признает Гассенди. По Гоббсу, пространство вообще есть нечто воображаемое, а реальное пространство есть место, за&нимаемое единичным телом. Но в чем Гоббс сходится целиком с Гассенди, так это в защите материалистиче&ского сенсуализма. Поэтому он вместе с Гассенди кри&тикует Декарта за то, что тот неправомерно отождест&вляет субстанциональную природу человека с мышле&нием, тогда как мышление есть только функция тела. Как и Гассенди, Гоббс отвергает способность разума познать сущности вещей одним только ясным и отчет&ливым усмотрением разума; по его мнению, способности разума зависят от способности чувственного представ&ления и т. д.[38] Гоббс, как и Гассенди, был продолжате&лем линии материалистического сенсуализма, начатой Бэконом, тогда как Декарт был основоположником ра&ционалистической теории познания, идеи которой раз&вивались впоследствии такими защитниками рациона&лизма, как Мальбранш, Спиноза, Лейбниц, Вольф, пока в немецком классическом идеализме, в частности в фи&лософии Канта, не была сделана попытка сочетать в едином мировоззрении эмпиризм и рационализм.
Мы уже говорили, что вокруг Гассенди в Париже возник большой круг учеников и последователей.
Замечательно то, что влияние Гассенди при его жизни и вскоре после его смерти было распространено не только среди ученых и философов, таких людей, как Бернье, Сорбьер, JIa Мот ле Вайе и др., но и среди дея&телей литературы: писателей, поэтов, драматургов, среди которых мы встречаем имена Сирано де Берже- рака, Шапеля и Мольера. Остановимся кратко только на трех учениках Гассенди: Сирано де Бержераке, Мольере и Бернье
Сирано де Бержерак — поэт, выведенный француз&ским драматургом Э. Ростаном в его известной пьесе. Бержерак написал фантастический роман «Человек на луне», в котором один из героев говорит, что инквизи&ция хотела посадить его в тюрьму за то, что он вопреки педантам утверждал, что существуют атомы и пустота и что все атомы состоят из одной и той же мате&рии, которая, подобно великолепной актрисе, играет много ролей, а расширение и сжатие тел объяснял схождением и расхождением атомов, разделенных пу&стотой.
Вопрос о влиянии Гассенди на Мольера в свое время был подробно исследован советским литературо&ведом С. Мокульским[39]. Последний справедливо указы&вает, что насмешки Мольера в ряде его пьес над спири&туализмом Декарта были прямо навеяны полемиче&скими сочинениями Гассенди.
Гассенди, как и Гоббс, резко критиковал методоло&гический скептицизм Декарта, предшествующий ого выводу: «мыслю, следовательно существую».
С. Мо- кульский считает, что эта критика ио адресу Декарта побудила Мольера создать образ «пиррониста» Марфу- риуса в пьесе «Брак по принуждению». Мольер также драматизировал в образе Сганареля полемику Гассенди против схоластизированного Аристотеля. Гассенди был врагом всяких оккультных наук и обличал Флудда, ве&рившего в алхимию и астрологию, что подсказало Моль&еру образ астролога-обманщика в «Блистательных лю- бовниках». Гассенди насмехается над схоластическим учением о скрытых качествах и свойствах вещей, и Мольер делает в своих произведениях то же самое.
Вообще столь частые у Мольера насмешки над шар&латанами-врачами подготовлены аналогичными напад&ками Гассенди. Установки Гассенди оказали влияние на этические взгляды Мольера и даже на творческий метод Мольера-драматурга. Биограф Гассенди Буже- рель рассказывает, что сам Гассенди в молодости сочи&нял написанные частично стихами, а частично прозой комедии, которые молодые школьники исполняли в дни карнавалов в домах директоров местных школ. С. Мо- кульский говорит, что «Гассенди с его тенденцией к практической, моральной философии, с его интересом к изучению индивидуальных характеров и страстей был ближе к театру, чем кто-либо другой из современных философов»
Об ученике и соратнике Гассенди — Франсуа Бернье — мы говорили выше в связи с полемикой Гас&сенди против Морено. Бернье — ранний французский материалист XVII в., человек чрезвычайно разносторон&ний, врач, путешественник, географ, историк [40]. Он издал в 1664—1666 гг. «Сокращенное изложение философии Гассенди» в восьми томах небольшого формата. В своем сочинении Бернье не только излагает философию своего учителя, но и переделывает ее в атеистическом духе, освобождая ее от теологических оговорок. В ряде дру&гих работ Бернье комментирует взгляды своего учителя в том же духе атеистического материализма и материа&листического сенсуализма.
Под влиянием Гассенди во Франции во второй по&ловине XVII в. среди философской и литературной мо&лодежи оформилось целое направление «либертинов», т. е. свободомыслящих. Однако эмпиризм и практицизм
Гассенди в целом более соответствовал духовной атмо&сфере Англии с ее эмпиризмом и практицизмом, чем Франции в ту эпоху, когда там преобладал в науке ра- ционалистическо-математический образ мышления. Как говорит И. К. Луппол, Гассенди был больше физиком, а Декарт — больше математиком. Именно в Англии ученые более занимались физикой и химией, в то время как во Франции (Декарт) и в Германии (Лейбниц) — математикой.
В числе ближайших последователей Гассенди был английский химик Роберт Бойль. В своих сочинениях Бойль признает существование материальных частиц, которые могут быть разделены божественным всемо&гуществом или в воображении, реально же природа ни&когда их не разделяет по причине их мелкости и твер&дости. Таким образом, указанные частицы реально не&делимы, и Бойль называет их «началами», на которые разлагаются все тела. Атомистика Бойля отличается от гассендиевой большим экспериментальным уклоном и, как это ни странно, большей связью с религией. Анг&лийский эмпиризм часто бывал связан со спиритуализ&мом, и это касается Бойля. Б. Г. Кузнецов, связываю&щий атомистику Бойля с атомистикой Гассенди, заме&чает: «Бойль — ревностный защитник религии — не&сравненно чаще (и, что самое важное, не в порядке за&бываемых в дальнейшем благочестивых вводных фраз, как у Гассенди, а в самом содержании естественнонауч&ных взглядов) оперировал ссылками на провидение»
Аналогично и соотношение Гассенди и Ньютона. Дж. Бернал говорит о Гассенди: «Данное им определе&ние атомов чуть ли не дословно такое же, как у Нью&тона в его «Оптике», изданной пятьдесят лет спустя. Гассепди так убедительно обосновал эту точку зрения, что она была принята всеми натурфилософами, не при&надлежавшими к числу ревностных приверженцев де&картовой заполненности с ее вихрями» [41]. Ньютон при- нимал атомистическую теорию со всеми ее атрибутами: представлением о пустом пространстве и корпускуляр&ной теорией света. Разумеется, взгляды Ньютона на протяжение (допущение дальнодействия) отличались от гассендиевых. И плюс к этому — у Ньютона, как и у Бойля, бог играет в самой физике большую роль, чем у Гассенди.
Нам остается остановиться на соотношении Локка и Гассенди. Лейбниц в своей работе «Новые опыты о че&ловеческом разуме», направленной против Локка, сле&дующим образом высказывает свое мнение о Гассенди и Локке: «В общем он (Локк.— Е. С.) придерживается системы Гассенди, по существу тождественной с си&стемой Демокрита. Он стоит за пустоту и атомы; он думает, что материя могла бы мыслить; что не сущест&вует врожденных идей; что наш дух есть tabula rasa и что мы не всегда мыслим; и он, кажется, склонен признать большую часть возражений Гассенди Де&карту» К
Так последователь рационализма Декарта Лейбниц, критикуя Локка, устанавливает истинные истоки его философии и попутно дает общую характеристику фи&лософии Гассенди. Следует отметить, что сам Лейбниц в годы формирования своего мировоззрения был более согласен с атомистическим материализмом Гассенди, чем с философией Декарта. Впоследствии, отдавая должное разносторонней эрудиции Гассенди, Лейбниц писал, что увлечение гассендиевой атомистикой было с его стороны увлечением юности, хотя, впрочем, фило&софия Гассенди пригодна для того, чтобы вводить моло&дых людей в круг знаний о природе, предупреждая их, что пустотой и атомами можно пользоваться лишь как гипотезой[42].
В 1955 г. американский автор Габриэль Бонно опуб&ликовал работу о культурных связях Локка с Фран&цией, в которой на основе исследования архивов Локка устанавливает более точно моменты связи Локка с Гас&сенди У Локка оказалось много положений, выписан&ных им из «Системы философии» Гассенди и из работы Гассенди, посвященной жизни его друга Пейреска. Локк читал и использовал восьмитомный труд Бернье о философии Гассенди, а также выписал места из книги Р. Бой ля «Физиологические опыты», в которых содер&жатся похвалы по адресу Гассенди.
Как крайний номиналист, Локк полемизировал с атомистической теорией Гассенди, называл «тарабар&щиной» учение о стремлении атомов к движению, отри&цал реальность не только пустоты, но и пространства вообще, считая пространство в таком смысле только воображаемым, и т. д.
При всем том обстоятельства сложились так, что именно Локк вытеснил и в Англии, и во Франции фи&лософию Гассенди. Гельвеций отмечает это: «Аристо&тель, Гассенди, Монтень смутно предчувствовали, что всеми нашими идеями мы обязаны нашим ощущениям. Локк разъяснил и углубил этот принцип, подтвердив его истинность множеством примеров; и вот Локк — гений» [43]. Насколько был забыт Гассенди, видно из за&мечания Дидро: «И вот от Гассенди не сохранилось ничего, а от Декарта остались: применение алгебры к геометрии и три бессмертных произведения — «Ло&гика», «Диоптрика» и «Рассуждение о методе»»[44].
Эта оценка работ Гассенди была, конечно, неспра&ведливой.
Гассенди — ранний предшественник и английского и французского сенсуализма. Он стоит между Бэконом и Гоббсом, предваряя последнего, и прав И. К. Луппол, который говорит, что справедливо было бы считать Гас&сенди наряду с Бэконом и Декартом третьим родона&чальником философии нового времени.
Настоящее издание сочинений Гассенди включает ряд важнейших произведений мыслителя, которые, от&нюдь не исчерпывая его обширное историко-фило&софское наследство, в то же время дают возможность достаточно полно ознакомиться с его основными идеями.
В первый том входит «Свод философии Эпикура» — работа, наиболее ярко характеризующая Гассенди как преемника идей античного атомизма, равно как и со&держащая идеи, легшие в основу его собственной фи&лософской системы, а также небольшая, но чрезвы&чайно важная для понимания теории познания Гас&сенди работа — письмо к Эдуарду Герберту Чербери по поводу его книги «Об истине».
Во второй том входят большие полемические сочине&ния Гассенди: «Парадоксальные упражнения против аристотеликов» и «Метафизическое исследование, или Сомнения и новые возражения против метафизики Де&карта».
Опубликование сочинений Гассенди на русском языке будет способствовать развитию нашей философ&ской культуры. Знакомство с этой новой, еще мало из&вестной страницей истории философского материа&лизма позволит как бы раздвинуть рамки историко-фи&лософской перспективы советского читателя, интересу&ющегося философией. Читатель получает единственное в своем роде систематическое изложение философии Эпикура, что будет способствовать изучению древ&негреческого материализма. Полемика между Гассенди и Декартом окажет большую помощь советским фило&софам в понимании существа разногласий между двумя основными направлениями европейской философии XVII в.— эмпиризмом и рационализмом. Работа Гас&сенди против схоластики не только поможет лучше по&нять методы борьбы передовых европейских философов XVII в. против ретроградства в науке, но и окажет по&мощь в борьбе против всякого догматизма и схоласти- цизма вообще.


Ленин говорил, что к изучению любого явления надо подходить исторически, рассматривая, как это яв&ление возникло. Чтобы как следует понять марксист&скую философскую науку, надо обстоятельно изучить пути ее возникновения, познакомиться с учениями вы&дающихся мыслителей прошлого, способствовавших прогрессу философской мысли.
К таким мыслителям, несомненно, относится и Гас&сенди. 
<< | >>
Источник: Пьер ГАССЕНДИ. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. Том 1. «Мысль» Москва - 1968. 1966

Еще по теме   ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ, УЧЕНИКИ И ПРОДОЛЖАТЕЛИ ГАССЕНДИ :

  1.   ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ, УЧЕНИКИ И ПРОДОЛЖАТЕЛИ ГАССЕНДИ 
- Альтернативные философские исследования - Антропология - Восточная философия - Древнегреческая философия - Древнеиндийская философия - Древнекитайская философия - История философии - История философии Возрождения - Логика - Немецкая классическая философия - Онтология и теория познания - Основы философии - Политическая философия - Русская философия - Синектика - Современные философские исследования - Социальная философия - Средневековая философия - Философия и социология - Философия кризиса - Философия культуры - Философия науки - Философия религии - Философы - Фундаментальная философия - Экзистенциализм - Этика, эстетика -
- Архитектура и строительство - Безопасность жизнедеятельности - Библиотечное дело - Бизнес - Биология - Военные дисциплины - География - Геология - Демография - Диссертации России - Естествознание - Журналистика и СМИ - Искусствоведение - История - Культурология - Литература - Маркетинг - Математика - Медицина - Менеджмент - Педагогика - Политология - Право России - Право України - Промышленность - Психология - Реклама - Религиоведение - Социология - Страхование - Технические науки - Учебный процесс - Физика - Философия - Финансы - Химия - Художественные науки - Экология - Экономика - Энергетика - Юриспруденция - Языкознание -