Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

  ЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ГАССЕНДИ  

При ознакомлении с той критикой аристотелевой ло&гики, которую развивает Гассенди, возникает законо&мерный вопрос: что предлагает он взамен ниспровергае&мой им логики перипатетиков? Схоластическую логику критиковали и Бэкон и Декарт.
Первый из них взамен схоластического дедуктивного силлогизма предложил свое учение об индукции, изложенное в труде «Новый Органон». Декарт в своем труде «Рассуждение о ме&тоде» создал метод синтетического развития науки, ис&ходящей из интуитивно усмотренных аксиом. Позитив&ный метод научного исследования, предложенный Гас&сенди вместо схоластической логики, изложен им в упо&минавшейся нами выше «Логике» — первой части его «Системы философии».
Гассенди дает общее определение логической науки, соответствующее формальной логике. Логика есть наука о способах хорошо мыслить. Последнее означает: 1) хорошо выражать свои мысли; 2) делать правиль&ные утверждения; 3) делать правильные умозаключе&ния и 4) соблюдать последовательность в развитии умо&заключений.
Всю первую часть своей «Логики» Гассенди посвя&щает истории логических учений. Этот исторический очерк логики заканчивается обзором логических учений Френсиса Бэкона и Декарта — современников Гас&сенди.
Отличие логического учения Бэкона от обычной схо&ластической логики сводится, согласно Гассенди, к трем пунктам: пониманию целей логики, рекомендуемых спо- собов доказательств и к исходным пунктам исследова&ния. Бэкон понимает логику как науку не о способах доказательства, а о способах исследования природы. Способом доказательства Бэкон считает не силлогизм, а им же усовершенствованную индукцию. Исходным пунктом обычной силлогистической логики служат при&нимаемые на веру догмы. Исходным пунктом для Бэ&кона служит природа и ее явления, для изучения кото&рых он предлагает свое учение об индукционных табли&цах, о методах их сопоставления, о прерогативных инстанциях и т. д.
Скептицизм побудил Гассенди в «Парадоксальных упражнениях» отрицать способность индукции, как, впрочем, и дедуктивной логики, достичь более глубокой истины в познании вещей, чем их видимость. Мы гово&рили о временном, методологическом, антисхоластиче&ском характере гассендиева скептицизма. Это еще более выявилось в его последующих работах, в частности в «Логике», при изложении учения Бэкона об индукции. Гассенди восхваляет Бэкона за его стремление усовер&шенствовать науки, чтобы добиться гюзпаиия тайи при&роды. Однако он более систематичен, чем Бэкон: в своей «Логике» он не только принимает индукцию, но и старается придать рациональный характер дедуктив&ной логике, силлогистике, признавая ее полезной, если она исходит не из принимаемых на веру догм, а из научно усыновленных истин.
Излагая логическое учение Декарта, Гассенди пре&жде всего ссылается на ту критику этого учения, кото&рую он дал в 1641—1644 гг. в связи с «Метафизиче&скими размышлениями». Его упрек по адресу Декарта состоит в следующем. Декарт, по мнению Гассенди, на&чал правильно, пойдя вслед за Бэконом, опровергая предрассудки схоластических логиков и признавая зна&чение индуктивных методов познания. Но затем он по&шел по иному пути и вместо того, чтобы, как Бэкон, искать опору рационального мышления в вещах, стал искать ее в самом мышлении, изолируясь от вещей; стал приписывать чувственности способность обманы&вать, тогда как чувственность сама по себе человека не обманывает, а заблуждение возникает в процессе мыш- ления; стал искать опору знания в боге, тогда как бог может быть источником познания божественных вещей, но не тел природы.
Большой раздел «Логики» Гассенди посвящен вы&яснению вопроса о критерии истины.
Здесь, как и в своем небольшом трактате об истине (письме к лорду Чербери), Гассенди в согласии с Гоббсом и предваряя Локка утверждает в качестве критерия истины мате&риалистический принцип соответствия знания вещам. Это что касается познания реально существующих еди&ничных вещей. Что же касается познания всякого рода общих предикатов, родов и видов вещей, то здесь, по&добно Гоббсу и Локку, Гассенди выдвигает в качестве критерия истины, точнее говоря, правильности логиче&ское соответствие мыслей друг другу. Все сенсуалисты XVII в. номиналистически трактовали общее как знаки или имена, законом истинности которых провозглаша&лась правильность связи их в мышлении, в логических построениях. Вполне понятно, что тем самым фактиче&ски утверждалась формальная логика, которую сенсуа&листы критиковали у схоластиков, и закрывалась до&рога к диалектическому исследованию общего, его взаимосвязей, противоречий и переходов. И у Гассенди его критика формальной логики схоластиков заверша&лась частичной реформой старой схоластической ло&гики, хотя, надо сказать, реформой в некоторых отно&шениях передовой и научно продуктивной.
Логика Гассенди в ее основной части включает в себя четыре традиционных отдела: учение о понятии, о суждении, об умозаключении и о методе. Новизна в изложении этих учений по сравнению с традиционными курсами логики заключается в том, что Гассенди из&лагает их в виде простых и понятных правил, о кото&рых он говорил еще в своей работе против аристоте- ликов.
Так, учение о понятии изложено в виде 18 правил. Согласно этим правилам, понятие должно соответство&вать тому знанию, которое человек имеет о данной вещи; всякое имеющееся в уме понятие происходит из ощущений; всякое понятие происходит либо непосред&ственно из ощущений, либо из других понятий, ранее возникших из ощущений; всякое понятие, которое про&исходит из ощущений, имеет определенное содержание, на основе которого разум создает более общие понятия; более общие понятия образуются из менее общих; в че&ловеческом уме содержится много понятий, которые об&разуют лестницы, начиная от более конкретных и кон&чая самыми общими; общее понятие тем более полезно, чем лучше соответствует представляемой данным по&нятием вещи; общее понятие тем совершеннее, чем луч&ше оно выражает именно то, что отличает данную вещь в отдельности; понятие о вещи можно приобрести не только на основе собственного опыта, но также и на основе опыта какого-либо другого человека; понятие, добытое при помощи собственного опыта, более досто&верно по сравнению с понятием, созданным на основе описания, данного кем-нибудь другим; однако, что ка&сается нашего личного опыта, надо следить, чтобы нас не обмануло свидетельство наших ощущений; надо на&блюдать при восприятии чужого опыта, чтобы нас не подвел авторитет человека, дающего нам описание вещи, которой мы не видели непосредственно; надо также следить за тем, чтобы нас не обманула много&значность и иносказательность слов и выражений, ко&торыми мы обозначаем вещи; определение, которое мы даем вещи, должно вытекать из точного знания о вещи; разделение вещей на роды, виды и т. п. должно соответ&ствовать имеющемуся у нас понятию о них; отношение одной вещи к другой также должно рассматриваться соответственно ее понятию; один человек тем больше превосходит в своих знаниях другого, чем больше поня&тий о вещи он имеет и чем больше эти его понятия свя&заны с эмпирией.
Мы перечислили здесь правила образования поня&тий, установленные Гассенди, чтобы читатель мог ви&деть основную сенсуалистическую и эмпирическую тен&денцию в его «Логике» и чтобы ясна была та реформа, которую он предпринимает по отношению к логической науке,— реформа, на которой он настаивал в своей ра&боте против аристотеликов.
Смысл устанавливаемых Гассенди 16 правил для суждений (мы не станем их перечислять) сводится к рассмотрению правильности сочетаний субъекта и пре&диката в суждении. Продуманной систематики сужде&ний он не дает, а просто перечисляет разные их виды, следуя простому принципу перечисления. Например, он говорит, что правильное суждение — такое, в котором утверждается что нечто есть, если оно на самом деле есть, или же что нечто не есть, если его на самом деле нет. Ошибочное суждение — такое, которое приписы&вает бытие тому, чего нет, или небытие тому, что на самом деле есть. Гассенди различает качественное и ко&личественное, необходимое и случайное, опосредство&ванное и непосредственное суждение. Он не называет последнее «интуицией», как это сделал Локк, но имеет в виду именно интуицию в том эмпирическом смысле непосредственного чувственного усмотрения, которое надо отличать от рациональной интуиции Декарта. Гас&сенди приводит целый список таких непосредственно усматриваемых, истинных самих по себе суждений. На&пример, каждая вещь либо есть, либо не есть; суще&ствующая вещь не может одновременно быть и не быть; по отношению к любой вещи может быть истинным либо утверждение, либо отрицание. Гассенди не учитывает здесь понятия «становления», которое предполагает, что вещь может быть одновременно в состоянии бытия и небытия.
Все самоочевидные положения Гассенди называет максимами. Максимы, говорит он, бывают простыми предложениями (таковыми являются вышеупомянутые максимы). Но они могут быть и настоящими логиче&скими суждениями, когда базируются на определенных логических категориях. Эти последние не непосредст&венны, а принадлежат к выводному знанию в том смысле, что выводятся из соответствующих категорий и являются переходом к умозаключению. Гассенди дает перечисление таких категорий и приводит примеры соответствующих, на них основанных суждений. При&водятся следующие категории: род, качество, специфи&ческая особенность, определение, целое, часть, вещь, свойство, условие, следствие, действие, равенство, взаимосвязь, отдельность, сходство, количество, проти&воположность, мнение, отрицание, авторитет божий, авторитет человеческий. Гассенди, несомненно, идет дальше 10 аристотелевских категорий. Но он не осуще&ствляет выведения категорий, т. е. не доказывает необ&ходимость определенного их числа и последовательно&сти. Кроме того, он не дает и диалектического сопоставления противоположных категорий, а только перечисляет их одна за другой.
В своем учении о силлогизме, которое он излагает опять-таки в виде 21 правила, Гассенди рассматривает в качестве силлогизмов не только три традиционные аристотелевские формулы категорического силлогизма, но, кроме того, и энтимему (сокращенный силлогизм), индукцию, аналогию, гипотезу, предвосхищая в этом отношении то, что впоследствии сделал Гегель. В гас- сендиевой систематике силлогизмов имеют место также силлогизмы разделительный (дизъюнктивный), аподик&тический, проблематический и софистический (пара&логизм). Гассенди правильно говорит, что основой со&фистического силлогизма обычно служит многогран&ность понятий человеческого мышления.
Наиболее поучительной частью «Логики» является небольшой заключительный отдел о методе. Вначале' Гассенди поясняет, что его логика дает методологию от&крытия новых фактов, правильной научной оценки этих фактов и правильного научного изложения открытий, их сведения в научную теорию, методологию научной классификации. Открытие, описание плюс классифика&ция — этим Гассенди точно определяет задачу, стояв&шую перед естествознанием XVII—XVIII вв.
Основными методами достижения поставленной на&учной цели Гассенди считает анализ и синтез. В 14 правилах научного метода он разъясняет, что, когда наука отправляется от конкретного предмета, раз&деляя его, она идет путем анализа, а когда наука от&правляется от некоторых общих свойств предмета, сла&гая их, она следует методу синтеза. Гассенди очень пра&вильно подчеркивает единство аналитического и синте&тического методов. Можно сказать, что в данном вопросе Гассенди стоит выше как рационалистов, у которых в общем основой науки признается синтез в ущерб ана&литическому методу, так и эмпириков, у которых роль синтеза в науке сводится на нет и в качестве единствен&ного научного метода утверждается анализ. Открытие делается путем аналитического разложения конкретного целого на его элементы. При сведении этих элементов в систематическую научную теорию надлежит идти по&средством синтеза от хорошо определенного общего и абстрактного к конкретному. Такова основная идея уче&ния Гассенди о методе, как он изложен в «Логике».
Используемый Гассенди прием — излагать логику в виде правил — напоминает нам как метод Бэкона в «Но&вом Органоне», так и метод Декарта в его работе «Пра&вила для руководства ума». При всем этом, как мы уже говорили, Гассенди, больше чем кто-либо из его совре&менников, был систематиком в том смысле, что он придерживался порядка изложения логики, который был припят в схоластической философии[7]. Это нало&жило отпечаток на его логическое учение. Однако логи&ка Гассенди проникнута материалистическим духом. Это наука о вещах, о материальных предметах и их свойствах, а не об отвлеченных от материи поня&тиях. Оспова логики Гассенди — материалистический сенсуализм.
<< | >>
Источник: Пьер ГАССЕНДИ. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. Том 1. «Мысль» Москва - 1968. 1966

Еще по теме   ЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ГАССЕНДИ  :

  1.   КРИТИКА СХОЛАСТИЧЕСКОГО ДОГМАТИЗМА  
  2.   КРИТИКА СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ  
  3.   ЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ГАССЕНДИ  
  4.   ПОЛЕМИКА С ДЕКАРТОМ И ОБОСНОВАНИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО СЕНСУАЛИЗМА  
  5.   Свод философии Эпикура
  6.   ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ [†]
  7.   ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
  8.   ВОЗРАЖЕНИЯ НЕКОТОРЫХ УЧЕНЫХ МУЖЕЙ ПРОТИВ ИЗЛОЖЕННЫХ ВЫШЕ «РАЗМЫШЛЕНИЙ» С ОТВЕТАМИ ДЕКАРТА
  9.   УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ, БОРЕЦ
  10.   ПРИМЕЧАНИЯ 
  11. ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ КАК ИСТОРИК ФИЛОСОФИИ
  12. И.З. Шишков ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  13. Античная философия
  14. Неустойчивый дуализм картезианской метафизики
  15. МИРОВОЗЗРЕНИЕ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ
  16. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  17. Г.-В.-Ф ГЕГЕЛЬ
  18. О происхождении мышления