Значение средневековой философии
Почему два основных пика средневековой европейской фило&софии оказались так далеки друг от друга во времени — почти на тысячелетие? Дело в том, что Августин жил вблизи точки возник&новения средневековой философии, когда позиции античной фи&лософии были еще очень сильны, и неоплатонизм, повлиявший на Августина, был активным и влиятельным направлением в куль&турной мысли.
Это был первый плодотворный синтез философии и религии.Вторая основная точка средневековой философии приходится на то время, когда господствующее положение церкви начало ос&лабевать и создались условия для еще одного плодотворного син&теза философии и религии. К этому подталкивало европейскую философию воздействие со стороны арабской философии, в ко&торой традиционно сильно было влияние Аристотеля, а также пробуждение интереса к античной культуре в целом и к античной философии в частности. Так что неудивительно, что два культур&ных пика в развитии средневековой европейской философии при&шлись на ее начало и конец.
В целом средневековая философия была отступлением от ан&тичной философии в направлении решения проблем, поднятых христианством и исламом. Главенствующее положение религии в культуре определило своеобразие данного этапа развития фило&софии, который можно назвать религиозной философией.
Контрольные вопросы
- В чем основные особенности средневековой философии?
- Как соотносятся с античной философией представления Августина?
- В чем отличие, по Августину, града Божьего от града Земного?
- Каково соотношение между заслугами человека и благодатью, по Августину?
- Каковы главные направления мусульманской философии?
- Что такое суфизм?
- Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?
- Что такое реализм и номинализм в средневековой философии?
- В чем отличие средневековой философии от античной?
Рекомендуемая литература
Аль-Фараби. Философские трактаты. — Алма-Ата, 1970.
Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В. В.Соколов. — М., 1969.-Т. 1.-Ч. 2.
Ибн-Сина. Избранные философские произведения. — М., 1980.
Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. — М., 1979— 1980.
Монтень Л/. Опыты: В 3 кн. — М., 1992.
Роузентсш Ф. Торжество знания. — М., 1978.
Соколов В. В. Средневековая философия. — М., 1979.