Субъект и объект
В философии Нового времени появляются понятия субъекта и объекта, о которых К. Фишер писал так: «Мир и «я» относятся друг к другу не как целое к части и не как две противоположно&сти, исключающие друг друга, но как объект к субъекту, обус&ловливаемое к условию»[125].
При таком философском понимании субъектом является не только человек.
Субъектом стали называть все активное и индиви&дуальное, понимая его как основу сущего. Поднял субъекта на головокружительную высоту Декарт, а две выдающиеся философ&ские системы Нового времени, базирующиеся на субъекте, со&здали Кант и Гегель. Субъект стал не только мерой (по Протагору и античным софистам), но и основанием всех вещей.Объектом же будут называться не только независимо от чело&века существующие предметы, но и все пассивное, что противо&стоит субъекту как активному началу.
Теория познания
Для античной философии главной была этика, для средневе&ковой — теология, для новоевропейской — теория познания. Не как вести себя в мире, а как познать его — вот основной вопрос новой философии. Большинство философов Нового времени, в том числе И.Кант, считавший вопрос «что есть человек?» глав&ным, смотрели на человека прежде всего как на познающее суще&ство.
Такой сдвиг интересов был вызван тем, что господствующей отраслью культуры в Новое время стала наука, и философия пе&реориентировалась на те вопросы, в решении которых наука была в наибольшей степени заинтересована.
Р.Декарт, Д.Локк, Г.Лейбниц, Д. Юм, И. Кант занимались фи&лософским обоснованием науки, по-своему отвечая на вопрос Аристотеля: «...если ничего не существует помимо единичных ве&щей — а таких вещей бесчисленное множество, — то как возмож&но достичь знания об этом бесчисленном множестве? Ведь мы познаем все вещи постольку, поскольку у них имеется что-то еди&ное и тождественное и поскольку им присуще нечто общее»[126]. Суть этого общего и пыталась раскрыть новая философия.