Р.Декарт
Философия возвращалась к здравому смыслу.
Как Сократ пред&почитал не рассуждать о небесном и божественном, поскольку о нем ему ничего не известно, так и Декарт, «узнав... что исти&ны, познаваемые путем откровения, выше нашего разумения... не осмелился сделать их предметом... слабых суждений и пола&гал, что для успешного их исследования нужно иметь некое сверхъестественное содействие неба и быть более, чем челове&ком»[128].Декарт освободил философию от власти религии, как Сократ освободил ее от власти мифологии. Наступило возрождение фи&лософии как часть возрождения культуры. Были обретены нити, потерянные Средневековьем, и восстановлена преемственность. Престиж философии резко взмывает вверх. «Философия... одна только отличает нас от дикарей и варваров... каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философ&ствуют»[129].
Как Сократ, Декарт призывает познать прежде всего самого себя. Но декартовский человек — субъект и находится в основа&нии всего. Первый принцип метафизики Декарта — «я мыслю, следовательно, я существую». «В то время как я готов мыслить, что все ложно, необходимо, чтобы я, который так мыслит, был чем-нибудь»[130]. О самом своем существовании человек узнает толь&ко потому, что он мыслит.
Не только мысль, но мыслящий человек становится в основа&ние сущего.
Декарт — родоначальник рационализма Нового времени, как Сократ — основатель философии как рационального подхода к целостному бытию, и неудивительно, что для Декарта столь же большое значение имел метод.
Сократ боролся против предрассудков софистов и обыватель&ских суждений толпы, и то же делал Декарт, выражая сомнение в истинности общепринятого мнения.
Его сомнение не убеждение агностика, а предварительный прием. Можно сомневаться даже в существовании внешнего мира, но если я сомневаюсь, я мыслю, следовательно, существую.Критерием истинности познания Декарт признает ясность и отчетливость идей. Его ясность и отчетливость сродни аристоте&левой очевидности: «А самое достоверное из всех начал — то, относительно которого невозможно ошибиться, ибо такое нача&ло должно быть наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от всякой предположитель&ности»[131].
Декарт формулирует правило: «Никогда не принимать за ис&тинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого пово&да подвергать их сомнению»[132]. Принципы Декарта — в отличие от сократовской майовтики — методы научного познания. Тут и ана&лиз, и переход от простого к сложному, и полнота охвата иссле&дуемого предмета. За образец принимается математика. Математи&ческое знание, по Декарту, совершенно достоверно и обладает всеобщностью и необходимостью. Декарт отводил исключитель&ную роль дедукции, под которой понимал рассуждение, опираю&щееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Досто&верность аксиом усматривается разумом интуитивно, без доказа&тельства, с полной ясностью и отчетливостью. Вооруженный ин&туицией и дедукцией, разум может достичь полной достовернос&ти во всех областях знания. Метод Декарта представляет собой рас&пространение на все познание приемов, применяемых в матема&тике.
Совершенство знания и его объем определяются зависимос&тью нашего познания от врожденных'идей. О телесных вещах достоверно известно очень немногое, гораздо больше — о человеческом духе и еще больше — о Боге. Однако чем дальше мы продвигаемся в познании, тем необходимее данные органов чувств.
Учение Декарта о непосредственной достоверности самосо&знания, врожденных идеях, интуитивном характере аксиом — опора рационализма Нового времени.
Метод Декарта направлен не на спор с другими людьми, как у Сократа, а на овладение бытием, господство человека над силами природы, открытие новых технических средств, усовершенствование природы чело&века.Философия Нового времени сформулировала представление о субстанции как вещи, которая не нуждается для своего существо&вания ни в чем, кроме себя самой. Аналогично тому, как Сократ ввел понятия в противоположность вещам, так Декарт — духов- ную субстанцию, атрибутом (главным свойством) которой явля&ется мышление, в противоположность телесной субстанции, ат&рибут которой — протяжение. От декартовых субстанций идут споры о соотношении материального и идеального и о том, что из них первично.
По Декарту, восприятие, воление относятся к мыслящей суб&станции; к телам относятся величина, т.е. протяжение в длину, ширину и глубину; фигура, движение, расположение и делимость частей и прочие свойства, больше относящиеся к форме тел, чем к содержанию.