Б. Спиноза
По мнению Декарта, зависимость души от тела проявляется в человеческих страстях. Декарт сформулировал «естественный за&кон психофизической обусловленности», в соответствии с кото&рым страсти никогда не исчезают, но более слабые страсти вы&тесняются более сильными. Б.Спиноза, подобно Декарту, пола&гал, что аффекты, являющиеся страданием души, проистекают из неадекватного познания. Душевное состояние, необходимое и непосредственно сопровождающее ясное сознание, названо им «интеллектуальной любовью к Богу». По мнению Спинозы, мы ни к чему не стремимся только потому, что это — хорошо, на&оборот, потому считаем что-либо добрым, что стремимся к нему, желаем и хотим его. «Мы различным образом возбуждаемся внеш&ними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые проти&воположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе»1. В дру&гом смысле, но сходными словами Б.Паскаль назвал человека «мыслящим тростником», имея в виду его слабость в безбрежном океане Вселенной.
Спиноза отрицал свободу воли, которая для него лишь осо&знанная необходимость. Концепция свободы Спинозы коренным образом отличается как от представлений античных философов, которые считали свободой (как Сенека) избавление от внешних обстоятельств или (как Эпикур) избавление от внутренних стра&хов, так и от представлений средневековых философов о сво&боде как дарованной Богом человеку возможности поступать, как он хочет. С точки зрения Спинозы, человек свободен не тогда, когда проявляет своеволие, а когда понимает (осознает) необходимость поступать в соответствии с объективными зако&нами.