<<
>>

2. Научный реализм как метафизика

Здесь Патнэм ставит следующий мысленный эксперимент: рассмотрим двух философов, один из которых, Джонс, утверждает, что действительно есть такие вещи как пространственные точки, в то время как другой, Смит, утверждает, что есть произвольно маленькие конечные области, но не точки (за исключением логческих построений).Кто из них прав?

"Научный реалист", отвечающий, что должны существовать "реальные" (непостроенные) пространственные точки, является "метафизическим" реалистом.

Он претендует на понятие истины, которая (в ньютонианском мире, в котором все частицы обладают протяженностью) полностью превышает то, что люди могут знать. Эти две теории — физика Джонса (нередуцируемые точки) и физика Смита (сконструированные точки) — являются математически и опытно эквивалентыми. Если истина представляет собой корректную утверждаемость на том языке, который мы в действительности используем, тогда и описание Джонса, и описание Смита "истинны — откуда не следует, что они могут быть соединены. Никакой аргумент от "конвергенции" или "успеха науки" не может обосновать (или просто придать смысл) понятию истины, которая выходит за пределы корректной утверждаемости, которыой обладают версии и Джонса, и Смита.

Вопросы здесь таковы:

(a) Действительно ли существует различие между этими теориями?

(b) Действительно ли существует абсолютное пространство (ощущение "того же места в разное время"), как того требует теория Джонса?

(c) Действительно ли существует гравитационная сила, как того требует теория Джонса?

Если "научный реалист" отвечает "да" на (a) (так, чтобы вопросы (b) и (c) имели независимые ответы), то он снова оказывается перед трудностями "метафизического" реализма. Поэтому Патнэм не считает себя "метафизическим" реалистом — истина столь же множественна, неопределенна, открыта, как и мы сами.

<< | >>
Источник: (Лебедев М.В., Черняк А.З.). Аналитическая философия Учебное пособие для вузов. 2004

Еще по теме 2. Научный реализм как метафизика:

  1. 3. Истина и гносеологическое отражение.Познаваемость мира в позитивной теоретической метафизике
  2. СООТНОШЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ И РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ПРИНЦИПОВ в ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  3. Основные направления и течения русской литературно общественной мысли второй четверти XIX в.
  4.   2. Фальсификация диалектико-материалистической философии путем «отождествления» ее с религией  
  5. Научное мировоззрение и философия  
  6. и. п. и л ь и нР. УЭЛЛЕК и ЕГО НЕОПОЗИТИВИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КРИТИКИ
  7. 2.ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  8. Апофатизм христианского неоплатонизма в формировании диалектического концепта метафизики Мастера Экхарта
  9. Парадокс как концептуальный конструкт трансперсональной метафизики немецкой мистики
  10. § 3. Философия Дж. Сантаяны
  11. МЕТАФИЗИКА
  12. РЕАЛИЗМ
  13. XV ОТВЕТ КРИТИКАМ
  14. Эволюция и основные характеристики аналитической философии