<<
>>

Метафизика конкретного идеал-реализма

Проблемы метафизики1 интересовали Лосского с начала его философской деятельности, со времени знакомства с лейбницианской философией А. А. Козлова. Сам Лейбниц становится любимым философом Лосского. Но занятия психологией и теорией познания на какое-то время потеснили его метафизические интересы.
Однако в результате интуитивистского понимания познавательного процесса они вновь выдвинулись на первый план. Он изучает историю метафизических учений и определяет свою собственную метафизическую концепцию, которую излагает в статье «Органические и неорганические мировоззрения» (1912), а затем в работе «Мир как органическое целое» (журнальная публикация 1915 г., вышла книгой в 1917 г.).
Центральным понятием метафизики Лосского является «субстанциальный деятель». Что это такое? По его словам, «субстанциальный деятель - идеальная, сверхпространственная й сверхвременная сущность и как таковая выходит за пределы различия между психическими и материальными процессами» («ИРФ», 224). Учение Лосского о субстанциальных деятелях подобно учению Лейбница о «монадах» - вечных духовных субстанциях, обладающих индивидуальными отличиями и деятельной силой. Вместе с тем, в отличие от лейбницевских монад, которые «не имеют окон», т. е. совершенно независимы друг от друга и связаны лишь божественной «предустановленной гармонией», Лосский приписывает субстанциальным деятелям взаимную координацию, обеспечивающую «возможность интуиции, любви, симпатии» («ИРФ», 226).
Субстанциальные деятели как конкретно-идеальные сущности являются, по учению Лосского, потенциальными или реальными личностями. Поэтому свою метафизическую теорию он относил к философской традиции персонализма, идущей от Лейбница, а в России - от Козлова. Реальная личность - это человеческая личность. Потенциальные личности - это субстанциальные личности на низшей стадии: от электронов, кристаллов, животных существ и т. п. «Один и тот же деятель, - читаем мы в «Воспоминаниях», - начинает, может быть, с электронного типа жизни, а потом изобретает или усваивает более высокий идеал жизни и становится атомом кислорода, потом кристаллом горного хрусталя, амебою, лошадью, человеком» (215). В. В. Зеньковский такого рода рассуждения Лосского на' «Метафизика, - по Лосскому, - есть наука о мире как целом; она дает общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем» {Лосский II. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 5).
зывает «фантастическими гипотезами» и «фантастическими карти- нами»[221], но фантастический момент не может не быть присущим любой метафизической системе. Сам Лосский полагает, что наряду с чувственной и интеллектуальной интуицией (интуицией, направленной на идеальные аспекты бытия) существует и мистическая интуиция, при помощи которой постигается невидимое и немыслимое[222].
По метафизическим воззрениям Лосского, субстанциальные деятели высшего порядка образуют системы из деятелей, находящихся на более низкой стадии. Говоря словами философа, «группа деятелей подчиняет себя одному деятелю, стоящему на более высоком уровне развития, и становится его органом. В результате этого возникает такая иерархия единств, как атом, молекула, кристалл, одноклеточный организм, многоклеточный организм, общность организмов, подобно пчелам или гнезду термитов; в сфере человеческой жизни существуют нации и человечество как целое; далее, существует наша планета, солнечная система, вселенная» («ИРФ», 327).
Многочисленные системы пространственно-временных отношений, которые творят деятели, «составляют одну единую систему космоса. Во главе этой системы стоит высокоразвитый субстанциальный деятель - мировой дух» («ИРФ», 326). Свою метафизику Лосский поэтому называет «иерархическим персонализмом».
Однако «мировой дух» - это не Абсолют, не Бог. В ином случае философская система была бы пантеистической, т. е. таким представлением, по которому Бог растворен в мире, а не стоит над ним как его Творец. И с философско-логической точки зрения, по Лосскому, Абсолютное не может быть единством мировой системы. Оно - «выше всяких систем», оно - «сверхсистемное» начало всего[223]. Отвергая пантеизм, которого в той или иной мере не избежать и «философии всеединства», Лосский утверждает, в соответствии с христианским учением, что Бог творит мир «из ничего», ибо «не нуждается ни в каком материале вне Себя и не заимствует никакого содержания из Себя. Он творит мир ни из чего. Обоснование Им мира имеет характер абсолютного творчества в том смысле, что рядом с Собою Он создает нечто абсолютно новое, не тождественное Ему ни в каком отношении» (217).
Следует отметить, что юношеский атеизм Лосского перешел в длительное индифферентное отношение к религии и церкви. Даже перед венчанием он честно сказал священнику о своем «неверии» (см. 120). Но разработка проблем метафизики в 1915-1916 гг. привела его к религии, а затем и к церкви (см. 203). Поэтому он стремился привести в соответствие свои метафизические взгляды с православным христи- анством, дополняя чисто философскую концепцию «верховного принципа» «данными религиозного опыта», основанного на Откровении, используя «догму о Троице» (см. «ИРФ», 328-329). Сын Лосского -Владимир Николаевич Лосский (1903-1958) стал видным православным богословом. Но сам Н. О. Лосский, при всей усиливавшейся религиозности его философии после 1917 г., был сторонником свободы мысли, защищая право Булгакова и Бердяева на свое философское понимание богословских проблем, хотя он не разделял их взглядов.
По Лосскому, абсолютное творчество Бога и создало систему субстанциальных деятелей - личностей, наделив их способностью к собственной свободной творческой деятельности, создающей божественную полноту жизни. В книге «Свобода воли» (1927) Лосский отмечает, что, получая свободу от Бога, люди сами отвечают за свои поступки и Бог не может нести никакой ответственности за зло, совершающееся в мире. С другой же стороны, «только свободные существа могут быть носителями нравственного добра и других абсолютных ценностей» («Избр.», 565). «Свобода есть условие высочайшего достоинства тварей Божиих. Без свободы нет добра» (там же, 566).
Свою книгу «Мир как органическое целое» Лосский заканчивает выстраиванием высшей иерархии в соответствии со своей философией «конкретного идеал-реализма»: в основе мира и выше его находится Бог «как Сущее сверхсовершенство. Далее, в основе мира и притом в составе самого мира есть Царство Божие, Царство Духа как осуществленный идеал» (там же, 480). «Во главе всего мира, вслед за Христом, как его ближайший сподвижник стоит тварное бытие, мировой дух, св. София». Но в отличие от других софиологов для Лосского «Дева Мария - земное воплощение св. Софии, которая, таким образом, служила делу воплощения Иисуса Христа» («ИРФ», 339).
Лосский подчеркивает, что его идеал-реализм является не отвлеченным, а конкретным. «Отвлеченным я называю идеал-реализм, допускающий только отвлеченно-идеальные начала, идеи, тогда как конкретный идеал-реализм признает, сверх того, еще и конкретно- идеальные начала», - отмечал он в работе, итожащей его философское миропонимание[224]. «Конкретно идеальные начала» - это, по Лос- скому, и есть «субстанциальные деятели». Конкретный идеал-реализм представляет собой такую метафизическую систему, «которая в сфере идеального (духовного) бытия находит не только отвлеченные идеи, правила, законы и т. п., но и конкретно-идеальные начала, именно субстанции как живые существа, Дух с бесконечною содержательностью бытия, не исчерпаемою посредством отвлеченных идей» («Избр.», 476).
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме Метафизика конкретного идеал-реализма:

  1. Метафизика конкретного идеал-реализма
  2. Условие абсолютного добра
  3. КРИТИКА ИДЕАЛИЗМА
  4. Глава VIII.ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
  5. Глава XV.ОТЕЦ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ
  6. 1.Н. О. ЛОССКИЙ
  7. 1.ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
  8. 2.ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  9. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
  10. Апофатизм христианского неоплатонизма в формировании диалектического концепта метафизики Мастера Экхарта