<<
>>

Интуитивизм Лосского

После окончания университета и сдачи магистерского экзамена Лосский был командирован в 1901 г. за границу для завершения образования. В Страсбурге он занимался в семинаре Виндельбанда, познакомился во Фрейбурге с Риккертом.
Большое внимание он уделил занятиям по психологии (в Лейпциге в психологическом институте В. Вундта, в Геттингене в кабинете экспериментальной психологии Г. Э. Мюллера). С 1902 г. Лосский в качестве приват-доцента читает лекции по философии и психологии в Петербургском университете, а в 1903 г. защищает магистерскую диссертацию, в которой первоначально обосновывает уже сложившуюся у него концепцию интуитивизма. Эту концепцию он разрабатывает в докторской диссертации и в книге «Обоснование интуитивизма» (1906).

В чем сущность концепции интуитивизма Лосского? Для того чтобы понять и оценить эту концепцию, нужно представить ситуацию, существовавшую в теории познания. Будучи частью той или другой системы философии, теория познания ставит вопрос об отношении субъекта познания к его объекту, или предмету. Учение Канта и его последователей полагало, что весь процесс познавательной деятельности человека не выходит за пределы субъекта, поскольку объект как «вещь в себе» в принципе непознаваем. Материалисты представляли познавательный процесс как отражение в голове человека объективно существующей материальной действительности. В основе материалистической теории познания лежит представление, согласно которому человек, не искушенный в философских хитросплетениях, не сомневается в существовании вне его реального мира.

На такой «наивный реализм» опирается и интуитивизм Лосского. По его словам, «непосредственный анализ сознания, не сбиваемый с толку никакими ложными предпосылками, дает право утверждать, что «данное мне» есть уже сам внешний мир, вступивший в «мое» сознание в подлиннике» (132). Он стремится снять со слова «интуиция» дымку чего-то загадочного, обозначение какой-то таинственной способности отдельных высокоодаренных людей.

Для него «интуиция» - это человеческая способность непосредственного созерцания бытия в его подлинности, а интуитивизм - это прежде всего учение о том, что «в кругозор сознания человеческого «я» вступают предметы внешнего мира в подлиннике» (127).

Интуитивизм Лосского, таким образом, противостоит тем теоретико-познавательным учениям которые субъективизируют процесс познания, рассматривая сам предмет познания как конструируемый субъектом. Но чем теория познания Лосского отличается от познавательной концепции материализма, который ведь тоже признает внешний мир в качестве предмета познания? Для материалистов внешний мир - это причина познания, но сам он присутствует в человеческом сознании как «субъективный образ объективного мира». Лосский же усматривает между объектом познания и его субъектом не причинно- следственную связь, а «гносеологическую координацию», по которой «внешние объекты координируются с познающей личностью в их целостности, во всей бесконечной множественности их содержания»[220]. Это богатство объекта связано с человеческим «я» уже на подсознательном уровне благодаря принципу «все имманентно всему». Эта мысль, озарившая Лосского в 1898 г. (см. 110), означает, что существует внутренняя связь, внутреннее единство между всеми явлениями мира, в том числе между субъектом познания и его и объектом.

В отличие от материализма, Лосский утверждает существование наряду с реальным бытием бытия идеального - бытия, не имеющего ни пространственного, ни временного характера. Притом «реальное бытие может возникнуть и получить систематический характер только на основе идеального бытия» («ИРФ», 323). Поэтому-то Лосский называет свою философскую теорию идеальным реализмом, или идеал-реализмом.

Как видим, интуитивизм Лосского выводит теорию познания, гносеологию, за ее пределы, в сферу самого бытия, в область учения о бытии, онтологии (Бердяев определил интуитивизм Лосского как «онтологическую гносеологию»). Исходя из своей теории познания, он и строит свою метафизическую систему.

<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме Интуитивизм Лосского:

  1. «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ». РУССКОЕ БОГОИСКАТЕЛЬСТВО 
  2. 257 9 - 99 На пути к философии
  3. Интуитивизм Лосского
  4. 1.Н. О. ЛОССКИЙ
  5. 4.Д. В. БОЛДЫРЕВ и С. А. ЛЕВИТСКИЙ
  6. 1.ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
  7. 2.ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  8. 1.С. А. АЛЕКСЕЕВ (АСКОЛЬДОВ)
  9. Глава XXVII.ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  10. ИНТУИТИВИЗМ
  11. ЛОССКИЙ
  12. Н. О. Лосский
  13. Николай Онуфриевич Лососий
  14. 1. Н. О. Лосский
  15. 4. Д. В. Болдырев и С. А. Левитский
  16. 1. Представители трансцендентально-логического идеализма
  17. 2. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  18. 1. С. А. АЛЕКСЕЕВ (АСКОЛЬДОВ)