О логическом манифесте 1913 года Н. Лосского,

В. Виндельбанда, Б. Кроче и его современном значении On logical manifesto 1913 y. bu N. Losskiy, W. Windelband,

B. Croce and its modern significance

Кожаев А.Н.

Ульяновский государственный университет, г.

Ульяновск E-mail: aleexxx1985@mail.ru

«О логическом манифесте 1913 года Н. Лосского, В. Виндельбанда, Б. Кроче и о его со­временном значении»

1. В конце первой мировой войны в России и во многих европейских странах наряду с утопиями и мистифицированными пророчествами выдвигаются рационалистические (логи­ческие) программы, в которых ассимилируются все предшествующие достижения в логиче­ских разработках и намечаются перспективы развития логики. К таковым следует отнести «Логику», изданную Арнольдом Руге в книгоиздательстве «Современные проблемы» в г. Москве в 1913 году.

2. В работе Н. Лосского «Преобразование понятия сознание в современной гносеологии и его значение для логики» предпринята попытка провести жесткую демаркацию между собственно логической проблематикой и тем, что является тормозом для логики; психоло­гизмом, субъективизмом, семитизмом и антропоцентризмом. Н. Лосский отверг трактовку сознания как совокупности психологического состояния индивидуума, поскольку это ведет к панпсихизму, психологическому идеализму, интеллектуалистическому феноменализму. Новое учение, по Н. Лосскому подчеркивает функциональный характер сознания. Все уси­лия логики и логиков, по Н. Лосскому должны быть сконцентрированы на законе достаточ­ного основания.

3. В. Виндельбанд в работе «Принципы логики» намечает пути превращения логики в нормативную техническую дисциплину. Для Виндельбанда истинное знание отливается в понятие, которое он трактует как застывший познавательный акт. Он очень жестко разво­дит добывание истины и обладание ею.

4. Третий участник логического манифеста Б. Кроче называет свою работу очень кратко «Задача логики». Обратим внимание: одна задача логики. Главная задача для Б. Кроче - по­нять сущность мышления. Это можно сделать только в том случае, если будет решена аль­тернатива: есть ли история самостоятельная форма духа или она тождественна философии.

<< | >>
Источник: Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. I. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. — 565 с.. 2012

Еще по теме О логическом манифесте 1913 года Н. Лосского,:

  1. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ:
  2. О логическом манифесте 1913 года Н. Лосского,