<<
>>

257 9 - 99 На пути к философии

 
Среди философских течений в России первой половины XX столетия важное место принадлежало воззрениям Николая Онуфриеви- ча Лосского (1870-1965). Его творчество представляло собой свое-
образный синтез традиций западноевропейской философии, в особенности Лейбница, и русской философской мысли, прежде всего учения о всеединстве Вл.
Соловьева и его последователей. Вместе с тем трудно оспорить оригинальный характер философской системы Лосского, называемой им «конкретным идеал-реализмом». По словам В. В. Зень- ковского, «он едва ли не единственный русский философ, построивший систему философии в самом точном смысле слова»[218], т. е. охвативший единой концепцией основные области философского знания: онтологию (учение о бытии), гносеологию (теорию познания), логику, аксиологию (теорию ценности), этику и эстетику. Многочисленные труды Лосского вызывали живой отклик выдающихся русских и зарубежных философов, и сам он постоянно откликался на работы своих коллег. Его перу принадлежит «История русской философии», изданная на английском языке в 1951 г. и в 90-е гг. выпущенная на родине философа тремя издательствами. Эта книга не только достойно и обстоятельно представила русскую философию зарубежному читателю, но и ясно обрисовала систему философии самого Лосского (глава XVII, 1) в ее отношении к прошлым и современным русским мыслителям.
Н. О. Лосский родился в местечке Креславка Витебской губернии (теперь это место - Краслава - находится в Латвии) в семье лесничего. Отец его был православный. Мать - католичка. В 1881 г. Николай поступил в витебскую классическую гимназию. 15-летний гимназист начал читать Писарева, Добролюбова, Михайловского и увлекся социалистическими учениями. Вскоре он «отверг не только церковь, но даже и бытие Бога»[219]. В 1887 г. он был исключен из гимназии «за пропаганду социализма и атеизма», хотя эти прегрешения заключались лишь в разговорах с товарищами. Лишенный возможности продолжить образование в России Лосский нелегально перебирается в Швейцарию. Здесь он слушал выступление Плеханова, видел Либкнехта, изучал социалистическую литературу. В своих «Воспоминаниях» философ ярко описывает свои заграничные приключения, среди которых была недолгая служба во французском Иностранном легионе в Алжире.
В 1889 г. Лосский возвращается в Витебск. Стремясь получить образование, юноша едет в Петербург, где сначала учится на бухгалтерских курсах, а затем благодаря помощи родственников заканчивает гимназическое образование и поступает в 1891 г. на физико-математический факультет университета, будучи «убежден в истинности механистического материализма» (82). Большое значение для формирования его мировоззрения и знаний по психологии имели лекции и практические за- иятия П. Ф. Лесгафта. Многое в последующем философском развитии Лосского определило знакомство с философом Алексеем Александровичем Козловым (1831-1901), с сыном которого, также ставшим философом, Сергеем Алексеевичем Алексеевым (Асколъдовым) (1870/18711945) Лосский вместе учился в университете. А. А. Козлов, как и его сын, был сторонником философской традиции Лейбница, учения персонализма, развивавшего идею об основополагающем значении личности как индивидуальной духовной субстанции. Под влиянием Козлова Лосский стал сторонником панпсихизма (от греческих слов pan - всё и psyche - душа), т. е. концепции всеобщей одушевленности мира.
В 1894 г. всецело поглощенный философскими интересами Лос- ский переходит на историко-филологический факультет, где слушает лекции сторонника кантовской философии Александра Ивановича Введенского (1856-1925). Особое значение для Лосского имело его знакомство в доме Козлова с Вл. Соловьевым, с которым он затем встречался во время приездов Соловьева в Петербург. Лосский писал: «В последний раз я видел его в 1900 г. В то время я был уже на пути к своему интуитивизму. Соловьев с интересом и симпатией слушал мои рассуждения о гносеологической проблеме, а я, увлекаясь в го время логикою и гносеологиею, вовсе и не подозревал, что через двадцать лет окажусь в разработке метафизической системы наиболее близким к Соловьеву из всех русских философов» (106).
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме 257 9 - 99 На пути к философии:

  1. ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИИА ФИЗИКУ: НЕОНАТУРФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД И ЕГО КРИТИКА
  2.   ФИЛОСОФИЯ И НАУКА 
  3. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ И КАРДИНАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ 
  4.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ  
  5. 1. ФИЛОСОФИЯ  
  6. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции
  7. АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  8. Утопический характер «Философии общего дела»
  9. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  10. Истоки отечественной философии.
  11. Античная философия
  12. Немецкая классическая философия
  13. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  14. ДЕЛО ФИЛОСОФИИ0. Введение в контекст.
  15. Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
  16. ПЕРЕХОД ОТ ПОПУЛЯРНОЙ НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ К МЕТАФИЗИКЕ НРАВСТВЕННОСТИ