<<
>>

  О НЕИНОМ (DE LI NON ALIUD)

  Единственный список этого не включенного автором в собрание своих работ, немного эскизного, сочинения найден в 1888 г. в Мюнхене. Оно имеет другое название, «Руководство созерцателя» (ср.
19, 87; 24, 113), если только речь не идет еще о каком-то неизвестном трактате. Написанный, видимо, в первой половине января 1452 г. в Риме, диалог вводит новоо имя-символ для первоединства. Об аббате Иоанне см. с. 340. Петр — Пьетро Бальбо (ум. 1479), учившийся в Падуе в 1415—1425 гг., с 1462 г. епископ, переводчик «Теологии Платона» (см. 20, 90). Португалец Фердинанд Матим, доктор философии и медицины, представляющий в начале диалога схоласта, аристотелика и номиналиста,— личный врач кардинала, свидетель, вместе с Паоло Тосканелли, его завещания от 6.8.1464 и, возможно, тот «Фердинанд Марциус, каноник в Лиссабоне», которого Тосканелли просил в 1474 г. подвигнуть Колумба на поиски западного пути в Индию.

Перевод А. Ф. Лосева (1937) сверен Ю. А. Шичалиным.

          1. Общее положение Школы, опирающееся на Аристотеля, Мет. XIII 4, 1078b1 слл. и др. —186.
          2. См. Бер. 22, 32 и прим. 36. Николай вычитал термин неиное из копца Мистич. теол. (см. ниже 14, 71): «...не Сын, нэ Отец и пе что-либо иное среди того, что мы... знаем». —187.
          3. Здесь суть всей мысли Николая Кузанского: нельзя успеть познать то, чем каждый раз дается это самое познание. Ср. 3, 10 и прим. 6; 18, 85. —190.
          4. Вопрос невозможен — см. Предп. I 5, 19 слл. —190.

6 Деян. 17, 27. —190.

            1. Т.
              е., чтобы его искать, его надо уже иметь. —190.
            2. Ср. Об уч. незн. I 18, 54. —191.
            3. Поскольку ничто тоже от неиного, см. 2, 7. —194.
            4. Здесь усматривают дух Шартрской школы: тайна Трои- цы настолько выше любых человеческих постижений, что дает разуму свободу рационально осмыслять ее. —195.
            5. Из известных Николаю богословов имманентная трансцендентность бога особенно подчеркивается Дионисием, Эри- геной, Экхартом. —197.
            6. О величине см. Бер. 35, 61, прим. 70. — 200.
            7. Гиле — hyle, «материя» (греч.). — 203.

18 Ср. Об уч. незн. I 17, 48—18, 54; О предп. I И, 56; особ. О даре 2, где Николай опирается на таких богословов# как Боэций, Экхарт, Тьерри Шартрский. — 204.

14 Ср. О предп. I 11, 58 слл.; II 2, 84 слл. — 204.

16 Дионисий. О Бож. именах 4, 23; Фома. Сумма против язычн. II 79. Ср. также Бер. 20, 28 и прим. 33. — 205.

              1. См. О возм.-бытии 3 и прим. 2. — 205.
              2. Ср. Об уч, незн. I 20, 61; 24, 79 слл. — 206.
              3. Вывод из таких мест Аристотеля, как Мет. I 9; Аналит. втор. I 24.— 206.
              4. О зависимости всего от перводвигателя — Мет. XII 7.—

206.

              1. Ср. О предп. II 14, 141 и прим. 51.-^07,
              2. О прообразе порядка — «Игра в шар» II, 107 слл.; Охота за мудр.
                31, 92. — 210.
              3. Ср. Экхарт. Коммент. на Премудр. 5 (LWII 326—327): «...как единое и бытие взаимообратимы, так же простота и умопостигаемостык — 213.
              4. Заострение общего места Школы: «Всякий деятель делает себе подобное» (Фома. Сумма теол. Iq. 110 а. 2 и др., по Аристотелю, Мет. IX 8, 1049b 27 слл.). Ср. О становл. 1, 143 и прим. 3. — 214.
              5. Амброджо Траверсари (1386—1439), первый ренессанс- пый гуманист-богослов, перевел Ареопагитики в 1436 г. — 214.
              6. О небесн. иер. 1, 3; 2, 2-3; 4, 1; 3; 13, 4. — 215.
              7. О церковн. пер. 1, 2; 3. — 215.
              8. До гл. 4 нумерация в пер. «Божиих имен» Траверсари совпадает с современной. Дальше гл. 8 — теперь гл. 5, 9—6, 10—7, 11—8, 12—9, 13—10 (по последнее место «Мы сказали, что Он есть жизнь...» — гл. И), и гл. 15 — теперь 13. — 220.
              9. О мистич. теол. 5. — 220.
              10. Письмо к Гаию 1. — 220.
              11. Цитата в 14, 70 (О Бож. именах 13, 3). — 221.

81 Там же (О Бож. именах 13, 4). — 222.

                1. Цитата в 14, 64 (О Бож. именах 5). Ср. трактат Николая «О начале» 23: «Раньше раньше(ante) нет раньше; абсолютное раньше есть вечность. Прежде становления мира являет себя раньше, и совершенно ничто — раньше раньше... Самосущим раньше создано все, что создано». — 222.
                2. Цитата в 14, 69 (О Бож. именах 10, 2). — 222.
                  1. Там же. — 223.
                  2. См. цитата в 14, 62; О мистич. теол. 5. — 225.

38 Ср.

14, 71 и прим. 28. — 225.
                    1. Давид Динанский (нач. 13 в.) и Амальрик Бенский (ум. 1206) учили о сплошной духовности и божественности материи; осуждены Иннокентиев! III в 1215 г. — 225.
                    2. См. 14, 71 и прим. 29.—226.
                    3. Там же и прим. 28; ср. 1, 5 и прим. 2. Что-либо понимается по Фоме Аквинскому («Об истине» q. 1 а. 1): «Слово aliquid— это как бы aliudquid(«нечто иное»); ...сущее.., зовется чем-либо, поскольку отличается от другого», —
                    4. Мет. Ill1, 996а 4-9; VII 1, 4028b2 слл. -227.
                    5. Из маргиналий Николая на его «Метафизике» (God. Cus« 184 f. 12): «Неправда, что высшая достоверность — в математике, разве что добавим — «среди достоверностей, доступных рассудку». Созерцание есть подлинная достоверность, поскольку интеллектуальная очевидность: оно ничего не предполагает, не доказывает и не исследует, будучи простой интуицией». Ср. 19, 87. — 228.
                    6. Т. е. в первоедином Прокла (ок. 410—485) и Ареопаги* тик (ок. 500) имплицировано понятие неиного. Ср. особ. О Бож. именах 13, 2 (цитата в 14, 70) и Теол. Плат. II 1. — 232.
                    7. Письмо II 312е (место многократно развернуто Прок- лом, Теол. Плат. II 8—9; Первоосн. теол. 103 и др.). — 235.
                    8. Единое не отлично от иного — Платон. Парм. 139с. Бог называется «другим» — см. 14, 68 (О Бож. именах 9). — 236.
                    9. Матф.. 11, 11; Иоан. 14, в. —237.
                    10. Ср. 14, 71; Охота за мудр. 12, 33. — 237.
                    11. Theos от theoro— Иск. Бога 1, 19, прим. 2. — 238.
                    12. Ср. Платон. Парм. 141е слл.; Соф. 256е слл.; Прокл. Теол. Плат. II 2. — 240.
                    13. Только Бог благ — Матф. 19, 17. Бог есть дух — Иоан. 4, 24. — 240.

со Знак здесь в смысле клейма, печати, ср. «Игра в шар» II, 116 сш. — 241.

<< | >>
Источник: Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т. 2 — М.: Мысль,1979. — 488 c.. 1979

Еще по теме   О НЕИНОМ (DE LI NON ALIUD):

  1. ZWEI BRIEFE LEIBNIZENS AN JOH. CH. SCHULENBURG1  
  2. Примечания 
  3.   О НЕИНОМ ГЛАВА 1
  4.   14. О третьем поле, неиного  
  5.   О НЕИНОМ (DE LI NON ALIUD)
  6.   ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  7.   ПРИМЕЧАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ  
  8. §§199-205. Главные части
  9. §§302-303. Право владения §302. Разработка понятия владения.
  10. Введение 1. Исторический ход развития права залога
  11. Титул III. Если кто-либо не подчинится лицу, выносящему решение (Si quis ius dicenti non obtemperaverit)
  12. Титул V. Если кто-либо, вызванный в суд, не пойдет или если кто-либо вызовет лицо, которое он не должен был вызывать на основании эдикта (Si quis in ius vocatus non ierit sive quis eum vocaverit, quern ex edicto non debuerit)
  13. Титул IV. О кондикции, применяемой в тех случаях, когда что-либо дано в силу определенного основания и это основание отпало (De condictione causa data causa non secuta)
  14. Деления норм права § 11. А. По их форме (Ius scriptum — non scriptum)"'