<<
>>

  О ВОЗМОЖНОСТИ-БЫТИИ (DE POSSEST)

  Вероятная дата написания — вторая половина февраля 1460 г., когда Николай опять уединился в Бухенштейне. Иоанн, аббат монастыря св. Иустина под Римом (Джованни Андреа деи Бусси, 1417—1475), с 1458 г.
был секретарем в постоянном сопровождении Николая, к декабрю 1462 г. переписал для него Диогена Лаэрция (ср. Охота за мудр. 1); епископ с 1464 г., библиотекарь и секретарь Сикста IV, он вместе с кардиналом Торквемадой основал в Субиако около Рима нервую итальянскую типографию (1465), исполняя «постоянное желание славной и достойной неба души Николая Кузан- ского, чтобы это возникшее в Германии искусство было перенесено в Рим». Бернард Крайбургский, доктор канонического права, был секретарем архиепископа Зальцбургского.

Перевод А. Ф. Лосева (1937) сверен Ю. А. Шпчалиным.

                  1. Рим. 1, 20. Дальше 2 Кор. 4, 18. —138.
                  2. Видимое временно — 2 Кор. 4, 18. — 138.

8 См. прим. 6. Ср. Об уч. незн. I 2, 5; III 2, 190; Об иск. Бога 3, 46; Охота за мудр. 13, 34. —141.

4 Создать из камня человека — Лук. 3, 8; 12, 25. — 141.

6 Втор. 7, 21; Пс. 47, 2; Иоан. 10, 29.-141.

                    1. Quae est omne id, quod esse potest. Об этой формуле — «Берилл», прим.
                      25. — 141.
                    2. См. Об уч. незн. I 10, 29; И, 31; 24, 79; О предп. II 17, 175; О богосын. 2, 57; Верш, созерц. 9. —143.
                    3. Иоан. 1, 4 («в Нем была жизнь...»). Ср. ниже 61 («сущность... жизненно»). —144.
                    4. «Я Бог всемогущий» — Быт. 17, 1. —145.
                    5. Ego sum qui sum. Исх. З, 14. —145.
                    6. Или: «бытие», ego sum entitas, притекстесептуагинтыcgO eimi ho On. Греч, onсвязывается с бытием (и единством, см. Об уч. незн. I 8, 22) по Тьерри Шартрскому (Комментарий... II 22): «Единство — как бы естинство (onitas), от греческого on, что значит бытие (entitas)». —145.
                    7. Formatafide. См. Об уч. незн. III И, 250. —145.
                    8. Премудр. 7, 24; 8, 1; Пс. 18, 5; Евр. 4, 12. —149.
                    9. Аристотель. Физ. VIII 5; Мет. XII 7; Боэций. Филос. утешение IIIт. 9, 3 («недвижим пребывая, все движешь собою»); Фома. Сумма теол. I q. 2 а. 3 (первое доказательство бытия бога). — 149.
                    10. О предп. I 6 и прим. 24; Бер. 10, И. —149.

10 См. «Берилл» там же; Прокл. Теол. Платона II 1; Дио+ нисий, О мистич. теол. 5. —149.

  1. Место бога — Ис. 66, 1; Пс. 138, 8; Иер. 23, 24. Утверждают и то и другое — Эриеена. О раздел, природы V 31. Ни то ни другое —Августин. Кн. LXXXIIIвопросов, вопр. 20. О принятии всех мнений см. Верш, созерц. 14—16. —149.
  2. Букв, «прыжке». Ср. «Игра в шар» II, 88. —149.
  3. Ср. Дионисий. О мистич. теол. 1, 3; Об уч. незн. III, 263. —150.
  4. Ср. с прямым и косым движением, которое демиург сообщает небесным сферам в «Тимее» 38е. —150.
  5. Представление о зодиаке как «круге жизни» (ср. Комп. 13, 43) идет, возможно, от Макробия (Коммент. на «Сон Сци- ипона» I 19, 23 в сравнении с 21, 16: солнце и луна, источники чувственной и вегетативной жизни, ходят по зодиаку).
    Средние века стали понимать эодиак не от dzOidion«животное», а от dzOe«жизнь» (Гонорий Августодунский. Образ мира I 91). —150.
  6. Ср. Об уч. незн. I 6, 16. —153.
  7. Там же II 8, 136; О вид. Бога 15, 62. —153.
  8. Прозревший не мог объяснить — Иоан. 9. Не оставлен пи один из верующих —Втор. 31, 6; Ис. 41, 17; О даре 5, 119; О вид. Бога 4, 10. —155.
  9. Сотворит обитель — Иоан. 14, 23. Ср. Гомилия 165: «Живущий в любви живет в Боге, и Бог в нем; есть совпадение в этой жизни святого в Боге и жизни Бога в святом». —156.
  10. Ср. Гомилия 268: «Бога надо понуждать не искушением, а молитвой; и здесь явно некое совпадение противоположностей, то есть что моление становится понуждением»; Экхарт. Гомилия 22 (DWI 385): «Мне подумалось, пока я шел сюда, что человек... может понудить Бога... Если человек смиряется, то Бог не в силах воздержаться от своей собственной благости». —156.
  11. Веки сотворил — Евр. 1, 2. Христос восполняет — Ефес. 4, 23, ср. Уч. незн. III 6, 218—219. —156.
  12. Об уч. незн. Ill1, 248; «Игра в шар» I, 35. —157.
  13. Деян. 2, 1—13; ср. Комп. 3, 6. Причастность к божест- венному искусству, «познание нашего сотворения» — тема диалога «О богосыновстве»; см. также «Игра в шар» II, 101— 103. —157.
  14. Дары Духа —і Кор. 12, 7-11 . — 157.
    1. См. прим. 29. —158.
    2. О блаженстве созерцания — Богосын. 3, 62 и др. — 158.

33 Лук. 1, 79. Ср. Прост, о мудр. I, 13; Гомилия 208:

«...смерть интеллекта — это незнание». — 158.

16*

443

84 См. Об уч. незн. III 11, 245, прим. 45. —158.

      1. Понятие о чем-то — см. Предп. I 11, 55. —159.

36 О рассудочной точности — Предп.

II 1, 75 слл. — 161.
      1. См. О предп. I 2, 9; Бер. 1, 1 и. прим. 1. —161.
        1. Это общесредневековое различение между quia est(знанием наличия) и quidest(знанием сути) идет от Аристотеля (Апалит. втор. I 1; II 1). — 162.
        2. См. Уч. незн. I 11, 32; «Игра в шар» I, 38—39. —162.
        3. Самосоотнесение лиц Троицы — Боэций. О Троице 6; Августин. О Троице V 12, 13; IX 1, 1; 2, 2; 5, 8. Ср. Об уч. незн. I 26, 87-88; II 7, І21. — 166.
        4. См. Бер. 27, 43 и прим. 47. — 168.
        5. Ср. толкование букв греч. слова en«в» у Прокла, Ком- мепт. к Пармеп. VII (Plato latinus III 52, 9—27). — 168.
        6. К построению буквы N см. Бер. 34, 60; О предп. II 7, 109. Николай хочет, чтобы N в алфавите произпосилось «ин», как X — «икс». — 168.
        7. Евр. 1, 3. См. О вид. Бога 20, 88 («изображение... божественной природы»); «Игра в шар» II, 117. — 171.
        8. In Jibello iconae, т. е. Овид. Бога. —171.
        9. Радиусы на полу — см. Об уч. пезн. II 1, 92; И, 157 и др. Все эти примеры с кругом — из Платопа, Письмо VII 342а слл. Без материи нет множества — см. Прост, об уме 6, 96; 7, 103; 9; «Игра в шар» I, 9 слл.; II, 81—85. — 172.
        10. Всоч. De mathematica perfectione, 1458. —173.
        11. См. Прост, об уме 2, 66; 14, 152—153; «Игра в шар» II, 101. -174.
        12. Выше 46; Бер. 31, 52; 33, 55; 36, 63; Об уч. пезп. I И, 31. —174.
        13. «Я есмъ сущий» — см. 14 и прим. 11. — 175.
        14. Или: «бытием-бытийпостыо» (esse, quodentitas). Ср. Тьерри Шартрский (Чтения... IV 34): «сущее есть... причастное форме бытия, а Бог ничему пе причастеп, тогда как от него все, что есть; поэтому он пе сущее (on), но бытие (entitas), от которого проистекает все сущее». —175.
        15. См. Об уч. пезн. I 24, 77; II 5, 118. -177.
        16. 2 Кор. 1, 19—20 («в Нем было «да»»). —179.
        17. Хаос — Лук. 16, 26 («великая пропасть»). — 179.
<< | >>
Источник: Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т. 2 — М.: Мысль,1979. — 488 c.. 1979

Еще по теме   О ВОЗМОЖНОСТИ-БЫТИИ (DE POSSEST):

  1.   НИКОЛАЙ ИЗ КУЗЫ  
  2. Диалог о возможности-бытии высокопреосвященного кардинала Николая из Кузы. Собеседников трое 
  3.   О ВОЗМОЖНОСТИ-БЫТИИ (DE POSSEST)
  4. 3.1. Замысел “коперниканского” разума467
  5. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
  6. ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ