<<
>>

  БЕРИЛЛ (DE BERYLLO)

  С начала 1454 г. монахи Тегернзее ждут от Николая «све- жеотшлнфованного берилла, чтобы понимать в «Ученом незнании» и других местах вещи, многим кажущиеся темными, особенно совпадение противоречивого, бесконечный шар и т.
д.»; возможно, Николай обещал им такой «берилл» (очки) при посещении монастыря в 1452 г. «Стекла еще не отполированы», писал он 9.9.1454, «для них нужен священный покой (otium sacrum)». Трактат был дописан 18.8.1458 в замке Бу- хенштейн вблизи Брунека на окраине Бриксенской епархип, где Николай больше, года жил как приходский священник (практически в осаде) с начала 1458 г.

Перевод по уточненному критическому изданию в кн. Nikolaus von Cues. Uber den Beryll. Hrsg. von K. Bormann. Hamburg, Felix Meiner 1977.

            1. См. Апол. уч. незн. 14, прим. 21. — 97.
            2. Praxim(смешение созерцания и практики). — 97.
            3. Платон. Письмо II 312(1 — 314с; Дионисий. О мист. теол. 1, 2, ср. 1 Кор. 2, 14. — 97.
            4. Ср. «Компендий» 6, 18. — 98.

8 Анаксагор. О природе, фр. 12—14. — 98.

              1. Эти модусы примерно соответствуют чувству-рассудку- интеллекту «Ученого незнания» и «Предположений», — 98*
              2. De Gen, ad litt. I 9, 5. Ср. О становл. 5. — 98.
              3. Ср. О предп. II 13, 137 и прим. 49. Но чаще и всякий объект умamp;-интеллекта, и высшую, лишь интеллигенции доступную истину Николай одинаково называет интеллигибельным, умопостигаемым (см.
                О предп. II 16, 161—163; Охота-за мудр. 3, 8; 5, 13; «Игра в шар» II, 77, где интеллигибельное путается с интеллектибельным). О нестрогости всей терминологии — Прост, об уме 8, 111. — 99.
              4. Евсевий. Еванг. приуготовление VI 3: посетивший Афины индус спросил Сократа о цели философии; «на ответ Сократа, что [она] в разысканиях о человеческой жизни, индус рассмеялся, сказав, что никто не в силах понять человека, не зная Богаъ. Ср. Охота за мудр. 12, 31. — 100.
              5. Максимум неколичествен, см. Об уч. незн. 15. —100.
              6. Берилл исправляет неравенство, как максимизация линии (Уч. незн. I 18) — ее кривизну. — 100.
              7. Т. е. через максимизацию-минимизацию подобия. —100.
              8. О Бож. именах 5, 7—10. —102.
              9. Ср. Прокл. Первоосн. теол. 92; 117. — 102.

16 Коммент. на «Парменида» VI 84. —102.

                1. См. Аристотель. Мет. XII 2, 1069b20 слл. (это, по выражению А. В. Лебедева, «гиблое место» сейчас читается иначе). —102.
                2. См. Об уч. незн. I 24, 75 и прим. 64. —103.
                3. См. там же II 13, 180 и прим. 74. — 103.
                4. Ср. там же I 19, 55; 21, 64. -103.
                5. Письмо II 312е — 318а; 314а — с. — 104.
                6. Коммент. на Платоново «Государство» I 430. — 104.
                7. Мет. XII 10, 1075а 11-15 и др. —104.
                8. Сотворил, как захотел — Пс. 134, 6. — 105.
                9. Выражение Ульпиана («Дигесты» I 4, 1 ). — 105.
                10. В приложении к абсолютному началу формула имеет оба смысла: оно уже есть все, чем оно в своем пределе мо- жет быть; оно есть все, что вообще может быть.
                  Сходная двузначность — Уч. незн. III, 263, прим. 49; О становл. 1, 149, прим. 6; Охота за мудр. 18, 51 и прим. 62. —105.

28 Ср. 34, 60. Ибн Гебироль («Источник жизни» III 54; IV 17—19) говорит только об «отдалении от источника единства» как причине сущего. — 105.

                  1. См. Прост, об уме I, 57 и прим. 1. —107.
                  2. Ср. с «антиномиями творения» в Уч. незн, II 3—4.—108%
                  3. Госуд. VI 508а - 509Ь; VII 517 ab. — 109.
                    1. О Бож. именах 4—5. —703.
                    2. Альберт. Метафизика. I 3—4, 2. —109.

32 Альберт, О небесн. иер. 13, 3. —109.

  1. Вопреки Аристотелю (Катег. 5, ЗЬ 33 слл.). Ср. Об уч. незн. I 8, 22; 17, 48. -109.
  2. Аристотель. Мет. I 3; Катег. 5. —110.
    1. Исаак бен Саломон Исраэли. Кн. определений (AHDLM13, 1938, р. 313 слл.). Николай Кузанский мог энать это место и по неоднократной цитации у Альберта. —111.
    2. Николай считал (письмо 14.9.1453 к тегернзейским монахам, ср. «О неином» 1, 5), что в конце «Мистической теологии» Дионисий делает мало кем замеченный «скачок» через противоположность «утвердительного и отрицательного богословия» к их «совпадению». О дизъюнкции см. Предп. I 5, 20-21. -111.
    3. Платон. Федон 97Ь слл.; Аристотель. Мет. I 3, 984Ь 15 слл.; 8, 989Ь 4 слл.
      и др. —113.
    4. «Тимей» 41а слл.; 51 е; «Федон 97bслл. Но под Платоном, как обычно, следует понимать Плотина и Прокла (о триаде первоединство-ум-душа Эннеады I 8, 2; V 4, 2; Перво- осн. теол. 1 слл.; 160 слл.; 182 слл.). — 113.
    5. II 9 (модусы бытия); II 10 (имена судеб). —114.
    6. «О небе и мире» 14 конец; «Метафизика» VI 2 конец: «Действующий сам по себе подобен жару, который существовал бы отделенно и действовал, так что происходящее от него происходило бы только из-за того, что есть жар, а действующий через свою способность подобен огню, действующему через свой жар». —114.
    7. Ср. Мет. XII 7, 1072а 25 слл. —115.
    8. Противоположны эйдос (форма) и лишенность; третье начало — материя (Аристотель. Мет. IV 2; XII 1—2; Физ. I 6 слл.). — 115.
    9. Первое положение Аристотеля — Мет. IV 3—6. — 116.
    10. Demathematicaperfectione(Париж 1514, II 101): «Будь возможным начертить минимальную хорду, меньше которой но может быть, у нее не осталось бы излучины и опа оказалась бы не меньше своей дуги: дойдя до минимального количества, хорда и дуга совпали бы». —116.
    11. Зачатки формы — Мет. XII 2, 1069b 29—32. — 116.
    12. См. Августин. Исповедь VII 9. — 117.
    13. О рожд. животн. V 7, 788а 13; «О небе» I 5, 271Ь 12. —

117.

    1. См. Мет. VII 3, 1029а 20—21. —117.
    2. Полит. I1; 3: анализ начинается с «наименьших: частей» дома и хозяйства. — 118.

89 I 5, 986а 25; V 6, 1016а 12 слл. —118.

61 О неделимости начала выше 7, 8. —118.

62 О началах познаваемого 9, 10—13, 14. —118.

      1. Аристотель. Мет. II 2, 994Ь 5—6 и др. —118.
      2. См. Об уч. незн. I 21, 65 и прим. 61. —119.

56 Субстанцию (чтойность) до сих пор ищут — см.

«О не- ином» 18, 83 и прим. 40. «Бытие [вещи] тем, что [и] было [этой вещью в ее сути]» (подразумевается вопрос: «А что, собственно, у нас значило быть вот этой вещью?») — начало идентификации, дающее узнать вещь как то самое, что она и есть. Ко всей гл. см. Мет. VII 1; 3—11; 17, 1041b 6. — 119.
        1. И в старости — не слова Прокла, а (допустимый) вывод из них; здесь — в вопросе об отделенности идей (Ком- мент. к Пармсн. II; III, особ. р. 590; 604 Штальбаум). —120.
        2. См. выше 16, 17 и прим. 24. —121.
        3. Еккл. 8, 17 («сколько бы человек пи трудился в исследовании, он все-таки пе постигнет этого»). —121.
        4. Мет. IV 4, 1006а 5—15 (выше 26, 40 и прим. 43). —121.

60 Разум и воля самодержца — ср. О стаповл. 5, 182. —

121.

81 См. Об уч. незн. I И, 32. -122.

          1. О постижении начала 7; 27; 28. —122.
          2. Анал. втор. I 25 конец; Мет. VII 3, 1029а 10. —122.
          3. См. О иозм.-бытии 60 и прим. 46. —123.
          4. См. 6, 7 («человек есть второй бог»). —123.

68 Т. е. математического (ие бытийного). — 123.

            1. Платон о круге — см. 33, 55 и прим. 64. —125.
            2. Т. е. сумма углов в любом треугольнике неизменна так же, как вид (идея) в индивидах. —125.

89 О начале угла 8, 9.

— 126.
              1. Величина(magnitudo) — здесь (как ниже 46 и Охота за мудр. 34, 101—103) «величипность», начало величины до количественных определений. Ср. Тьерри Шартрский (Ком- мент. на Боэция «О Троице» IV 27): «Будучи великим, Бог не столько велик, сколько сама величина». —127.
              2. Мет. VII 10, 1036а 4-12; 11, 1037а 4. -128.
              3. Там же X 1, 1053а 32-Ь 4. —129.

78 «Противоположности при соположении ощущаются отчетливее»— Фома. Коммент. к «О небе» II 6, 9. «Противопо- ложное охватывается одной и той жо наукой»—Аристотель. Первая аналит. I 1, 24а 21. — 130.

                1. «Федон» 98Ьс. Мет. I 4, 984Ь 15 слл. —130.
                2. Ср. Мет. IV 5, 1010b 30-35. —131.

78 Письмо VII 340 cd; «Федон» 64а. —133.

441

15 Зак. 1192

77 Концовка в списке Ма: «Кончается берилл, через который можно видеть Бога и все божественное». —133.

<< | >>
Источник: Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т. 2 — М.: Мысль,1979. — 488 c.. 1979

Еще по теме   БЕРИЛЛ (DE BERYLLO):

  1. 8.1 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
  2. Сверкающая желтая линия
  3. Снаряд без заряда
  4. Искусственная радиоактивность
  5. Нептуний
  6. 12. Из истории использования полезных ископаемых
  7. 98. Горнопромышленные районы Африки
  8. 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  9. 5. Элементарные частицы. Происхождение Вселенной
  10. 1.1. Состояние и перспективы использованиясырьевой базы флюорита
  11.   1.3. Анализ практики обогащения флюоритовых руд
  12.   Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались, Слил в единый народ и законы им дал...18  
  13.   НИКОЛАЙ ИЗ КУЗЫ  
  14.   О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУИІЕ 
  15.   ПРОСТЕЦ ОБ ОПЫТАХ С ВЕСАМИ
  16.   О ПРЕДПОЛОЖЕНИЯХ (DE CONIECTURIS)