<<
>>

ПРИМЕЧАНИЯ АПОЛОГИЯ УЧЕНОГО НЕЗНАНИЯ (APOLOGIA DOCTAE IGNORANTIAE) 

 

Иоганн Венк из Херренберга (род. ок. 1393/94, к 1414 кончил факультет логики и диалектики Парижского университета, «магистр свободных искусств», преподаватель в Гейдель- берге) выступил против Николая Кузанского — движимый, возможно, цсрковно-политической враждой как «базелец» (см.

ниже прим. И) и противник Рима — с инвективой De ignota lette- ratura («О заслуживающем забвения полузнании», 1442/1443), где утверждал, что совпадение противоположностей разрушает «здание науки», а совпадение тварности с петварно- стыо толкает к «ереси вальденцев, Экхарта и Уиклифа»: слиянию верующего с богом. Уже в «Предположениях» (см. ниже прим. 28) и в диалоге «О сокрытом Боге» (9 слл.) Николай, однако, независимо от Венка уточняет, что бог «не корень противоречивых [понятий]» и его трансцендентная простота выше любых совпадений. Венк, судя по тому, что известно о его утерянном трактате «Лицо школы знающего незнания» (1449—1455), позднее приблизился к идеям «непостижимого постижения». Думали, что «Апология» (1449) написана или подготовлена учениками. Но Николай включил ее в собрание своих работ, и Бернард Вагинг, преданный ему настоятель Тегернзейского аббатства св. Квирипа, в «Похвальном слове знающему пезнанию» рекомендует читать «Апологию» как «написанную... всезнающим мужем, автором самого «Ученого незнания»».
      1. Корпеть над аристотелевским учением — запятие поздней схоластики. Внутренний вкус — см. Прост, о мудр. I, 10 слл. Отличается как зрение от слуха — ср. ниже 20; Об уч. незн. III И, 247. — 7.
      2. Платон. Апология Сократа 20 е слл. — 8.

8 Auctores. Об авторитете см. ниже 7; Прост, о мудр. I, 2 слл.; Прост, об уме 6, 88. — 8.

4 1 Тим. 6, 16 в сочетании с 1 Иоан. 1, 5. — 8.

6 Так думал и Николай, см.

О даре 4, 92. — 8.
        1. Филон Александрийский.Quaest. etsolut. eorumquaoinGen. suntIV9 (дошло в лат. пер.). — 9.
        2. Теология — здесь «таинственное боговидение». Сокровище Матф. 13, 44; см. Прост, о мудр. I, 19—20. — 9.
        3. Матф. 11, 25 («славлю Тебя... что Ты утаил это от мудрых и разумных»). — 9.
        4. Ср. Прост, о мудр. I, 4. — 9.
        5. Иоганн Гельпхузен (ум. 1443), с 1430 по 1439 настоятель цистерцианского аббатства в Маульброне, друживший и с Николаем, и с Венком; последний писал ему, между прочим, о несовместимости «отрешенной жизни» Экхарта с учением Фомы, ср. ниже прим. 63. — 9.
        6. На Базельском соборе (с 1432 по 1439 и далее) задававшие тон иерархи выступили против власти папы; к 1439 были «вечно прокляты» из Рима как «схизматики». —10.
        7. Бог не может не знать себя — так Николай формулирует проблему «может ли Бог отречься от себя», см. Дионисий. О Бож. именах 8, 6; ср. 2 Тим. 2, 13. —11.
        8. Остановитесь и познайте — Пс. 45, И. В пер. Семидесяти «остановитесь» — scholasate; греч. scholo«покой, свободные занятия, научная школа» по-лат. передавали через otium. Греческое название демонов Августин (явно по Платону, Крат. 398Ь) ведет от daemon«искушенный», подчеркивая, что знание без любви «надмевает» (см. Прост, о мудр. I, 1 и нрим. 1). —12.
        9. Бог есть мир наш —- Ефес. 2, 14. — 12.
        10. Демоны как вестники (ангелы) и помощники — Платон. Апол. Сократа 31с и др.; Федон 107d; Федр 242Ь; Апулей, О божестве Сократа 6; Филон.Quaest. et solut. IV 188. —12.
        11. В числе, весе и мере — Премудр. 11, 21. Различение и согласование — см. О предп. II 3. —13.
        12. Авиценна. Метафизика. X 2. — 13.
        13. Об уч. незн. I 19, 57; 25, 84. -13.
        14. Имеется в виду, однако, не сам Платоп, а Прокл в толковании к «Пармениду».
          —14.
        15. Дионисий. О Бож. именах 7, 1. —14.
        16. 1 Кор. 13, 12: «Теперь мы видим через зеркало в загадке [символе, образе, намеке], а тогда [будем] — лицом к лицу». —14.
        17. Дионисий. О Бож. именах 7, 3; О мистич. теол. 1, 3 (см. Об уч. незн. I 16, 43); Августин. Гомилия 117 (38). — 16.
        18. Дальше (Рим. 8, 26): «... как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». — 16,
        19. Августин. Письмо к Пробу 130 (121), 15. —16.
        20. См. т. I, с. 288—303. —16.
        21. Видел и свидетельствует — Иоан. 3, 32; о восхищении Павла 2 Кор. 12, 1 слл. —17.
        22. Иероним (О знаменит, людях 2) упоминает соч. Филона «Об Александре и о том, что бессловесные существа обладают своим разумом». —17.
        23. В «Ученом незнании» (I 4, 12; 6, 15—16; 22, 67) иногда создается впечатление, что бог есть совпадение противоположностей; начиная с «Предположений», появляется формула «ил есть, ни не есть, ни —есть и пе есть» (I 5, 21; 6, 24; II 1, 78). По Дионисию — О Бож. именах 5, 10; 7; 9, 1. —18.
        24. «Исповедь» XIII 37 («всегда действуешь и всегда покоишься»). —18.
        25. Об уч. незн. III 6, 216. —18.
          1. Mansi XI 326; 595 (Деяния 6; 14). —18.
          2. О даре 2, 98; 3, 104; 4, 109-111. —19.
            1. Фома. Сумма против язычн. I 26. Дионисий. О ыебесн. иер. 4, 1; О Бож. именах 1, 5. — 19.
            2. См. Об уч. незп. I1, заголовок. — 20.
              1. 1, 1—2 (цитату см. «О неином» 14, 57). — 20.
              2. Премудр. 13, 5. — 20.
                1. В пути — см. Об уч. незн. Ill И, 248.— 21.
                2. 1, 3. См. Исх. 19, 16-20; 24, 15-18. — 21.
                3. Первый комментатор Дионисия — Максим Исповедник, но цитата явно из Псевдо-Беды (Коммент. на Боэция «О Троице», PL95, 398b), где она приписана Василию (Кесарийско^ иу?).-21.
                4. Пс.
                  17, 12. — 21.
                5. Явно из Псевдо-Беды (см. прим. 39), который так обобщает Амвросия, «О вере к Грациапу» I 5; 13. — 22.
                6. Дальше: «...в своей книге на немецком языке... где говорится: «Человек должен стремиться очистить и освободить себя от своего образа и образа какой бы то ни было твари, не зная никакого отца, кроме Бога; тогда... все его бытие, жизнь, память, знание, любовь — от Бога, в Боге и Бог»» (см. Экхарт.Dazbuochdergoetlichentroestunge. DW 5,S. 12, 21— 13, 4). Идеи такого слияния считались осужденными церковью. — 23.

48 Епископ Страсбургский Иоганн Дюрбхейм осудил в 1317 г. бегардов и лоллардов, в частности, за мнение, что «человек может так соединиться с Богом, что всякая его способность, желание и действие будут тождественны божественным», — 23.

II 2, т. —23.

46 Об уч. незн. I 21, 66. - 23.

                  1. Там же I 7; 19—20 и др. — 23.
                  2. Ср. там же I 19, 57 и прим. 55. Муж ума яснейшего —• Тьерри Шартрский (там же II, прим. 42; 46). — 24.
                  3. Ср. Деян. 17, 29. - 24.
                  4. Из символа веры, приписывавшегося Афанасию Александрийскому (так наз. Quicumque). — 24.

60 I 24, 78. - 24.

51 I 6, 10 («Что мне, если кто не понимает»), — 25.

62 «...из праха земного» (Быт. 2, 7). — 25.

Б3 Подробней см. О даре 2, 98. — 25.

                    1. Особенно II 2—3; 9, 149.
                      —25.
                    2. Opus propositionum, пролог(LW I, р. 176 слл.). — 26.

Бб Универсалистами, «обобщителями», Венк называет Эк-

харта и Николая, думая, что у них бог есть бытие, а бытие — обобщенное понятие сущего, так что бог — Сын соединяется с человечеством вообще, не с человеком Христом. Бог во всем — Рим. И, 36; Кол. 1, 16. — 26.

Б7 Дионисий. О Бож. именах 1, 7. — 27.

  1. Иоанн Андрей (1270—1348). Novella in Decretales Grc- gorii IX. I. De summa Trinitate et fide catholica. Damnamus, 36—37 (Denzinger, № 808). — 27.
  2. Рим. 1, 29; 7, 6 и 2 Кор. З, 6—7. — 28.
  3. Но Феодор — представляющее автора лицо в диалогах Гонория Августодунского Clavisphysicae, выдержках из Эри- гены «О разделении природы». — 28.
  4. Может быть, Бертольд Мосбургский, автор толкования на «Первоосновы теологии» Прокла. — 28.
  5. Ср. Выше от кроме максимального... до ...что и прооб- раз. Ср. Евр. 1, 3 («образ ипостаси Его»). — 28.
  6. См. Венк, De ign. lett. 31: «...сколько яда для познания и нравственности принесло это отвлеченнейшее умствование, названное ученым незнанием, на народном языке — abge- schaidenleben, где чувства исчезают [намек па Уч. незн. I 10, 27] и Божие прославление умаляется». Abgeschaidenleben (abstractavita) — выражение Экхарта, отрешенная жизнь ума, которую томист и аристотелик Венк считал обманчивой и недолжной. — 29.
  7. I 16, 43 и прим. 41. — 29.
  8. О небесн. иер. 6, 1 («ничего не выдвинем от себя... в меру сил изложим...»). — 29.

68 I 14, 38—39. — 29.

67 От Он добавил... до ...величие — вставка Этьена д'Этанля в парижском издании 1514 г. У Августина место не найдено. — 30.

    1. Ср.
      I 23, 71; 24, 80-81; 26, 87—88.-30.
    2. В гл. 5 (цитату см. «О неином», прим. 2).—30.
    3. Об уч. незн. I 22, 67-69. — 30.
    4. 1 Тим. 6, 15. - 31.
    5. По-видимому, к Иринею. Письма 29, 32, 64 и 76 Амвросия к нему — о Христе. — 31.
    6. О Бож. именах 7, 4. — 31.
    7. Пс. 82, 19; Евр. 2, 10; Иоаи. 1, 16. — 32.

76 Ср. Рим. 8, 35—39. — 32.

76 Совпадение этих слов с формулой Бернарда Вагинга из «Похвального слова знающему незнанию» — один из поводов считать «Апологию» написанной не (только) рукой Николая. — 32.

О ВИДЕНИИ БОГА (DE VISIONE DEI)

«Трактат о видении Бога, или Книга об икопе» (De icona) адресован «аббату (в 1452 им был Каспар Айндорфер) и братии» бенедиктинского монастыря в Тегернзее (Бавария), которых Николай посетил лотом 1452 г. (об этом его письма от 22.9.1452 и 14.9.1453).

Перевод по венскому изданию (см. т. I, с. 463).

      1. Или: «удобный», «всегда открытый путь». Ср. Прост, о мудр. II (т. I, с. 375—385). — 35.
      2. См. «Об искании Бога» 1, 19 и прим. 2. — 37.

8 Об уч. незн. I 21, 66. — 39.

4 Т. е. «тебя в твоей истине— 40.

        1. См. Апол. уч. незн., прим. 21. — 41.

® См. Об уч. незн. I 14 сл. в связи с Бер. 8, 9. — 50.

        1. Ср. с типами людей в Предп. II 15, 150 слл. — 51.
        2. Т. е. человечность, как опа в боге есть бог. — 51.
        3. Формулы этого типа — О сокр. Боге 9 слл.; О предп. I 5, 21; 6, 24. — 52.
        4. Евр. 5, 12—14: «твердая пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и ела». — 53.
        5. Вечность всеобъемлюща — см. Об уч. незн. I 7. — 55.
        6. См. выше 9, 37 и ирим. 10. — 57.
        7. Скудельный сосуд — 2 Кор. 4, 7. — 57.
        8. Развертывает — увеличивая число каждый раз на еди- ницу, свертывает — беря его всякий раз как единство. См. Прост, об уме б, 89 слл. — 57.

15 Т. е. снятие противоположения, ср. 9, 35 и прим. 7; Апол. уч. незн. 21 и прим. 28.— 62.

18 Разнообразие пределов возможно только на почве максимальной предельности, бесконечности.—62.

          1. Отец — здесь человек как творящий бога по своему подобию. — 68.
          2. Матф. 13, 44. См. Прост, о мудр. I, 19. — 69.
          3. Одно трижды — ср. «Игра в шар» II, 84. — 72.
          4. Ни ухо не слышало... — 1 Кор. 2, 9. — 74.
          5. Бог ревнитель — Исх. 34, 14. — 74.
          6. Только через Сына — Иоап. 14, 6.—77.
          7. Привлекающее — см. 13, 57 (по Иоан. 6, 44). — 78.
          8. Августин. Против академиков I 6. — 83.
          9. См. «Игра в шар» II, 95 и прим. 31. — 87.
          10. Proptersemetipsum. То же в Предп. I 1, 5. — 92.
<< | >>
Источник: Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т. 2 — М.: Мысль,1979. — 488 c.. 1979

Еще по теме ПРИМЕЧАНИЯ АПОЛОГИЯ УЧЕНОГО НЕЗНАНИЯ (APOLOGIA DOCTAE IGNORANTIAE) :

  1. ПРИМЕЧАНИЯ АПОЛОГИЯ УЧЕНОГО НЕЗНАНИЯ (APOLOGIA DOCTAE IGNORANTIAE)