<<
>>

Фома Аквинский об иерархии бытия

Монах доминиканского ордена Фома Аквинский был одним из наиболее выдающихся представителей схоластики. Фома Аквинский стремился обосновать христианскую теологию, опираясь на философию Аристотеля.

Аристотель был в XIII в. очень актуален, так как в Западную Европу пришли с Востока переводы Аристотеля знаменитых арабских мыслителей Авиценны и Ибн- Рушда (Аверроэса). Интерпретация Аристотеля в трудах этих философов имела материалистическую и языческую тенденцию, так как тезис Аристотеля о вечности материи не подвергался критике. Задачу переосмысления Аристотеля в русле христианских идей творения и откровения поставил перед собой Фома Аквинский.

Он исходил из различия категорий «сущности» и «существования». Их разделение восходит еще к Аристотелю, но их более четкое определение принадлежит Боэцию (конец V—начало VI вв.), который на заре средневековья утверждал, что только в Боге сущность (эссенция) и существование (экзистенция) совпадают. В вещах же бытие и сущность не тождественны, так как их бьггие зависит от воли Творца. Бог — это подлинное бьггие, а мир только обладает бытием. Но по степени причастности сущностей к Богу, то есть к бытию, мир выстраивается в некий иерархический порядок. Сущности — это субстанции, которые обладают относительно самостоятельным бытием, в отличие от акциденций, их свойств или качеств, которые в своем существовании определяются принадлежностью к субстанции. Сущности постигаются умом, поэтому разум в томизме (учении Фомы Аквинского) получает преобладающее значение. Фома Аквинский выделяет четыре уровня существования вещей.

Самая низшая форма бытия определяется внешней формой вещи (causa formalis). Это — неорганическая природа. На следующей ступени лестницы бытия главное значение имеет конечная причина вещи (causa finalis), которая выражается в принципе целесообразности вещи. Это — растения. На третьей ступени форма выступает в качестве действующей причины (causa effi- ciens), поэтому жизнь тут определяется движением.

Это — животные. На четвертой ступени форма уже не организует материю, как на предыдущих ступенях, а выступает независимо от материи, сама по себе (forma separata). Это — разумная душа, дух, венец творения. (4, 120—121).

Разум, согласно Фоме Аквинскому, является высшей способностью человека. «Разум есть могущественнейшая природа человека».(8, 144). Назначение человека — понимать и действовать. Воля также связана с разумом и им определяется в способности различения между добром и злом. Разум — причина свободы. Поэтому учение Фомы относится к «теологии разума». Но вера ведет разум, делает его прозорливым, направляет его к истине. Поэтому Фома утверждает гармонию веры и разума при приоритете веры, примирение теологии и философии.

Именно преобладающее значение разума в учении Фомы Аквинского послужило предметом критики номиналистов. Дунс

Скот обосновывал, напротив, зависимость разума от воли. Он говорил о том, что божественная воля является источником существования всех вещей, поэтому причина бытия — это воля, а не разум. А воля Бога всемогуща, Бог может все, Он даже может творить сначала свойства вещей — акциденции, а потом уже сами вещи или сущности вещей. Уильям Оккам упраздняет само понятие сущности, лишая его основания — тезиса о существовании идей о сущностях вещей в уме Бога. Поэтому миропорядок суб- станций-сущностей теряет всякий смысл и разрушается. Номиналисты утверждали, что умосозерцанием познать ничего нельзя, теперь возможна опора только на непосредственный опыт различения свойств вещей и их отношений. Эта позиция, с одной стороны, явилась одним из оснований для разрушения средневековой картины мира, а, с другой стороны, послужила отправным пунктом для ориентации на опыт новой науки, у истоков которой стояли Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк и др. Именно в номинализме формируются представления о познании как субъектно-объектном отношении, где субъект познания — человек — противостоит объекту познания как иного рода реальности. И в номинализме же намечается разрыв между верой и разумом, философией и теологией.

Уже Дунс Скот выступает за размежевание философии и теологии. Он считал, что философия имеет свой предмет и свои методы исследования в отличие от теологии. Если предмет последней — «предметы веры», то философия исследует бытие как сущее. Философия обращена к логике и доказательству, теология строится на убеждении. Дунс Скот говорил, что примирение между философией и теологией невозможно, нужно их просто развести по свойственным им сферам, а для этого необходимо критически проверить область применения каждой и сделать ее ясной, отчетливой и всем понятной. (8, 166—169).

Но европейские последователи Аверроэса шли еще дальше, они выдвинули идею так называемой «двойственной истины», согласно которой истина у философии и у теологии у каждой своя. Когда эти истины приходят в противоречие, тогда следует предпочесть истины философии и разума истинам веры и теологии, так как веры — разные, и у каждой веры истина своя, а разум у всех един. Так философия постепенно стала «теснить» теологию.

<< | >>
Источник: Рюмина М.Т.. Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. Учебное пособие для медицинских ВУЗов. М.,2009. — 624 с.. 2009

Еще по теме Фома Аквинский об иерархии бытия:

  1. ФОМА АКВИНСКИЙ
  2.   Фома Аквинский  
  3.   ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ ФОМЕ АКВИНСКОМУ
  4.   НИКОЛАЙ ИЗ КУЗЫ  
  5. ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
  6. 6.БОГ ФИЛОСОФОВ
  7. ДЕРЕВО СЕФИРОТ
  8. Фома Аквинский об иерархии бытия
  9. Античная философия
  10. Проблемы онтологии Субстанция и бытие
  11. 27.СОЗЕРЦАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА
  12. 9. Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
  13. Пять способов доказательств бытия Бога
  14. II.6.2. Религиозный характер философии средневековья. Патристика и схоластика
  15. АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ
  16. ГЛАВА ВТОРАЯ ГУМАНИЗМ ПРОТИВ СХОЛАСТИКИ