<<
>>

Православие и католицизм

Пути христианского Востока и христианского Запада разошлись в 1054 г., когда католическая церковь отошла от православной, введя принцип «Филиокве». Символ веры, принятый на I и II Вселенских Соборах, гласил, что Дух Святой исходит от Бога Отца.

Католики же добавляли «и от Сына» (Филиокве). История возникновения этого учения давняя. Оно возникло еще в IV в. в Испании как некоторый «перекос» в борьбе с арианством, которое утверждало вторичную роль Иисуса Христа («по- добносущие») по отношению к Богу Отцу. И это «Филиокве» призвано было подчеркнуть роль Бога Сына. Но в дальнейшем Карл Великий, основатель Священной Римской империи в IX в., настаивал на внесении этого принципа в Символ веры, чтобы подчеркнуть отличие Запада от христианского Востока, от Византии. Но он встретил энергичное сопротивление со стороны папы Римского — Льва III. И это произошло позже, в XI в.

В средние века в католицизме развилось также учение о непогрешимости папы римского как Божьего наместника на земле. Окончательно оно было провозглашено папой Пием IX на Ватиканском Соборе 1870-го года. Такое понимание власти и значения папы православной церковью расценивалось как обожествле- ниє смертного человека, что непозволительно, так как любой смертный — не без греха. Кроме того, согласно православию, глава церкви только один — это сам Иисус Христос. Все остальные, даже апостолы — только члены церкви.

Различия в вероучении затронули и учение о первородном грехе. Эти различия выразились в принятии в католицизме догмата о непорочном зачатии Девы Марии в 1854 г. Согласно католическому учению первородный грех состоит в утрате первобытной праведности Адама, которая давалась ему Богом сверхъестественно, благодатью. В результате грехопадения человек утратил эту благодать, которая удерживала его от греха, в состоянии святости. И человек стал жить просто согласно своей природе, для которой естественна борьба разума и чувственности, тела и духа.

Таким образом, утверждается, что природа человека не извращена после грехопадения, а лишилась сверхъестественного благодатного дара Бога, который давал человеку целостность и гармонию его жизни. На Богородицу благодатный дар Божий излился в самом начале Ее зачатия, поэтому Она должна была родиться в таком состоянии, в каком находился первый человек Адам до своего грехопадения. Она была исключена из всеобщего закона первородного греха и Ее зачатие и рождение бьши святы и непорочны. Согласно же православию Пресвятая Дева была смертной женщиной, которой, как и всем людям, был свойственен первородный грех, но она победила его и посрамила дьявола своей праведной личной жизнью.

Схоластика: спор об универсалиях

С развитием городов в Западной Европе в XI—XIII вв. связано становление городских школ и, позднее, университетов. В них преподавались философия и теология, которые получили название — «схоластика» (от греческого слова schole — «школа»), «школьная философия». Еще в начале VI века император Юстиниан закрыл афинскую Платоновскую академию и другие языческие школы. В средневековых школах обучение воспроизводило в чем-то античную культуру (например, в семи свободных искусствах), а в чем-то было совершенно новым (например, в углубленном изучении Священного Писания). Изучение семи свободных искусств строилось двухступенчато: сначала преподавался тривиум — грамматика, риторика, диалектика; а потом квадриум — арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Начиная с XII в. в Западной Европе появляются университеты. «Университет» — это объединенная корпорация преподавателей (магистров) и студентов, которая получала от королей или князей особые привилегии. Особенно были известны университеты Парижа и Болоньи.

Схоластика ставила своей целью средствами разума доказывать истины веры, во всяком случае, логическую непротиворечивость вероисповедных принципов. Средневековый университет делился на факультет свободных искусств (обучение длилось 6 лет) и факультет теологии, где обучение длилось не менее 8 лет. Первый был, фактически, подготовкой ко второму.

Ориентация обоих факультетов была различна: «магистр искусств» — профессор, преподававший семь свободных искусств, мог опираться только на разум и не очень заботиться о согласованности идей с теологией; тогда как факультет теологии имел целью изучение и истолкование Библии и христианских догматов. (8, 86— 90). Взаимодействие факультетов зачастую выливалось в напряженное противостояние между верой и разумом. Методами преподавания были лекции и семинары. Семинары представляли собой дискуссию, где любая тема предлагалась к обсуждению в форме вопроса, проблемы.

В рамках схоластики сформировались два направления — реализм и номинализм. Их борьбой в течение нескольких веков определялось развитие схоластики. Спор между ними велся о соотношении вещей и понятий вещей, о природе универсалий, то есть понятий, которые всегда есть некоторое обобщение. Средневековый реализм — это учение о том, что понятия или универсалии существуют объективно, до и вне вещей и человеческого сознания, то есть идеи, понятия более подлинно реальны, чем вещи. Учение об идеях Платона лежит в основе такого подхода. Идеи, согласно реализму, существуют в трех видах: 1) как идеи в уме Бога; 2) как сущности вещей; 3) как понятия в сознании человека. Представителями реализма являлись, например, такие светила схоластики, как Ансельм Кентерберийский (XI в.), Альберт Великий (XIII в.), Фома Аквинский (XIII в.). Так Фома Аквинский считал, что универсалии, понятия, являются предметом истинного знания, а не единичные вещи.

Противоположное направление носило название номинализма. Номинализм (от латинского слова «потеп» — «имя») утверждал, что понятия — это только имена вещей и они не существуют реально, объективно, вне и помимо единичных вещей. Например, У. Оккам говорил о нереальности универсалий. Вся реальность им сводится к индивидуальному. Понятия образуются человеческим разумом как обобщения и абстрагирования свойств вещей. Таким образом, понятия или универсалии существуют не до вещей, не в самих вещах, а только после, в уме человека для удобства понимания.

Некоторые крайние номиналисты говорили даже о том, что общие понятия есть ни что иное, как просто звуки человеческого голоса (Росцелин). Получалось, что подлинно реально только единичное, а идеи, общее — реально не существуют. Его наиболее яркие представители — это Дунс Скот, уже упоминаемый Уильям Оккам, Иоганн Буридан, Николай из Отрекура (XIII—XIV вв.) и др. В позиции номиналистов нашло отклик учение Аристотеля о двух сущностях, первая из которых — это единичная вещь, индивидуум, а вторая — форма. Но если Аристотель склонялся к компромиссу, то номиналисты настаивали на приоритете единичного, индивидуального, которое единственно является предметом науки. А с приматом единичного в науке всецело связано утверждение примата опыта. (8, 180—181). Для обоснования этого своего тезиса они обращались к «теологии воли», которая утверждала приоритет воли перед разумом.

Но возникал вопрос: как же бытье наукой, которая всегда со времен своего возникновения имела своим предметом всеобщее? Номиналисты считали, что наука не должна стремиться выявлять всеобщие законы, выстраивать порядок вселенной. Согласно номиналистам, такое знание ложно, опыт не дает оснований для такого рода умозрений. Повторяемость в опыте и есть то, что нужно почитать за законы, которые дают вероятностное знание, большего человеку, исходя из разума, достичь нельзя. Такое крайнее противопоставление общего, универсального единичному, индивидуальному неправомерно, ведь в реальности то и другое взаимосвязаны. Так в конкретной личности, например, индивидуальность и общее не существуют одно без другого. Каждый человек уникален и оригинален, но его существование делают возможным качества — общие всему человеческому роду, его родовая природа, наличие тела и души, разума и чувства и т.д.

<< | >>
Источник: Рюмина М.Т.. Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. Учебное пособие для медицинских ВУЗов. М.,2009. — 624 с.. 2009

Еще по теме Православие и католицизм:

  1. 51. Религии и их классификация
  2. МИСТИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ. НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО 
  3. 1. Философско-богословское обоснование религиозной веры в русском православии 
  4. Глава 1. Судьба Н. Я. Данилевского (школа жизни, наук и общений)
  5. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  6. Глава 4. Россия и славянский мир
  7. 117. О ПРАВОСЛАВИИ И КАТОЛИЧЕСТВЕ
  8. 118. О ПРАВОСЛАВИИ И КАТОЛИЧЕСТВЕ
  9. 120. О ПРАВОСЛАВИИ И КАТОЛИЧЕСТВЕ
  10. Православие и католицизм
  11. Доктрина предопределения в кальвинизме
  12. §  5.2. Православие как антиглобалистский фактор: государственно-правовые аспекты
  13. Православие в Московском царстве
  14. Антикатолицизм и философия политики Нового времени
  15. Философско-социологические воззрения славянофилов: И.В. Киреевский, А.С. Хомяков
  16. Тема 2. Исторические типы философии
  17. Смирение и вечное долготерпение
  18. Глава 6. Космополитизм в России
  19. 5. Мировые религии и их распространение.
  20. Тема: РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ B ЕВРОПЕ