Гераклит
По словам Гераклита, Гомер ошибался, призывая: «Пусть ис&чезнет вражда среди богов и среди людей».
«Он не понимал, что молил бога уничтожить Вселенную... все привыкли к войне, и враж&да вполне закономерна... война является первопричиной и царем всего, и одних она делает богами, других — людьми, одних — рабами, других — свободными». «Все возникает через борьбу и по необходимости» — такова точка зрения Гераклита.Все свойства вещей, продолжает Гераклит, относительны и переходят в свою противоположность: «холодное нагревается, го- рячее охлаждается». Поэтому «одно и то же живое и умершее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе — в первом». Диалектический ответ на апории (например, о летящей стреле) заключается в том, что сущее одновременно и движется, и покоится. Диалектика есть компромисс между чувствами и мыш&лением, от которого, впрочем, нет пути ни к развитию чувств, ни к развитию мышления. Лишь тогда, когда мышление, вопреки диктату чувств, начинает осознавать свою самоценность, оно по&лучает действительное развитие. А ведь с точки зрения мышле&ния, по Аристотелю, «невозможно допускать, чтобы какая-либо одна вещь существовала и в то же время не существовала, как считал Гераклит».
Гераклиту принадлежит представление о всеобщей разумной истине, «ибо все человеческие законы питаются единым боже&ственным». Единое божественное господствует над всем и называ&ется «логос». «Мышление обще для всех». Все «желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее». Эти мысли затем развил Сократ в полемике с софистами, о которых уже говори&лось во вступительной главе.