<<
>>

  Сократ  

О жизни и взглядах Сократа (469 — 399 до н.э.) известно нема&ло, но, так как сам Сократ ничего не писал, мы судим о нем по книгам его учеников, и прежде всего Платона и Ксенофонта.

В отличие от конкретных наук, истины которых все равно были бы открыты не тем, так другим yneHbiMj в философских рассуж&дениях огромное значение имеют личность философа, его харак&тер и мироощущение.

Поэтому мы уделим особое внимание лич&ности Сократа, которого К.Маркс назвал «олицетворением фи&лософии».

Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» пишет, что «Сократ обладал больше всех на свете воздержанием в любовных наслаж&дениях и в употреблении пищи, затем способностью переносить холод, жар и всякого рода труды и к тому же такой привычкой к умеренности в потребностях, что при совершенно ничтожных средствах совершенно легко имел все в достаточном для него ко&личестве»[75]. Он говорил, что «легкое времяпрепровождение и удо&вольствия, получаемые сразу, без труда, ни телу не могут дать крепости, ни душе не доставляют никакого ценного знания; на&против, занятия, соединенные с упорным трудом, ведут к дости&жению нравственного совершенства»[76].

Современники отмечали силу воздействия Сократа на окружа&ющих. Один из собеседников вспоминал, что он цепенел от речей Сократа. Слушателям казалось, что нельзя дальше жить так, как они жили. Порой Сократ иронизировал над людскими пороками, и это служило источником обиды.

Вопреки мнению софистов, считавших, что истина относи&тельна, т.е. своя у каждого народа и даже индивида, Сократ подчеркивал всеобщность истин философии. Софисты были правы, утверждая, что боги различны у разных народов, но нравственные ценности, полагал Сократ, должны быть одина&ковы для всех людей. Если для софистов мера вещей — индиви&дуальный человек, то для Сократа — человек как родовое су&щество.

Прежние религиозные верования и нравственные нормы со&фисты подвергали анализу и критике, но Сократ пошел дальше их. Его позиция была конструктивной, поскольку он заложил ос&новы новой нравственности, базирующейся на мудрости и выра&батывающей общезначимые ценности.

С Сократа начинается этический этап развития греческой философии и философии во&обще.

Диоген Лаэртский имел право сказать, что Сократ «ввел эти&ку», потому что он выдвинул формальные основания для созда&ния новой науки и разработал ее метод. Науки существуют по&стольку, поскольку их истины справедливы для всех. Если бы для одного 2x2 было равно 4, для другого — 5, для третьего — 6, не было бы науки математики. То же самое и в сфере морали. И здесь надо узнать, сколько будет 2x2, и, узнав, все люди будут вести себя, как считал Сократ, в соответствии с этим.

Общепринятые нормы человеческих поступков существуют, по Сократу, потому, что существует общезначимое знание. Надо со&общить это знание людям, точнее, помочь прийти к нему им са&мим, и тогда все будут вести себя одинаково и перестанут ссо&риться друг с другом. Знание добродетели заложено внутри чело&века, и его выявление ведет к всеобщему счастью.

Представление о том, что для всех людей существуют одни и те же ценности, и есть главная заслуга Сократа. Сегодня об этом говорят многие, но еще 2500 лет тому назад философ задал вопрос: что нужно, чтобы социальная жизнь была гармоничной? И ответил: чтобы глубинные духовные ценности были одинаковы для всех.

Существует противоречие в том, что, с одной стороны, чело&век — мера всех вещей, а с другой стороны, моральные нормы универсальны. Сократ преодолевает его созданием своего метода. Сократ отличался от софистов тем, что не просто учил, т.е. пере&давал знания, а пользовался методом приведения людей к исти&не, благодаря которому каждый приходит к ней сам.

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Сократ  :