<<
>>

2.4. Сократ


Сократ (469-399 гг. до н. э.) — одна из самых ярких фигур в истории философии. Многие считают его олицетворением философа. Он не записывал свои мысли, а выступал-беседовал на улицах и площадях Афин.
У него было много учеников. Самый знаменитый — Платон.
Учение Сократа знаменует собой поворот от размышлений о мире, космосе, природе (объективизма натурфилософов) к размышлениям исключительно о человеке и обществе, в котором человек живет (к субъективизму антропологии), от материализма к идеализму.
С точки зрения Сократа строение мира, природа вещей непознаваемы; знать мы можем только самих себя. “Познай самого себя” — любимый девиз Сократа. Высшая задача философии не теоретическая, а практическая: искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. Сам Сократ дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия предшествовала беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования Сократ сравнивал с искусством повивальной бабки (“майевтикой”), а его метод вопросов, предполагающий критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской “иронии”. Майевтика, буквально повивальное искусство, — предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке знание с помощью наводящих вопросов.
Сократ выдвинул своеобразный принцип познавательной скромности: «я знаю, что ничего не знаю” (сравн.: Олкотт: «Пребывать в неведении относительно собственной невежественности — такова болезнь невежд». Дж. Бруно: «Тот вдвойне слеп, кто не видит своей слепоты; в этом и состоит отличие прозорливо-прилежных людей от невежественных ленивцев»).
Известно еще такое высказывание Сократа: нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Мое возражение: нет ничего плохого в том, чтобы есть ради того, чтобы есть, и жить отчасти для того, чтобы есть. В этом высказывании Сократа — начало идеализма и холизма . Получается, целое важнее части; часть однозначно должна подчиняться целому. (Целое — жизнь, часть — питание). С таким пониманием жизни можно далеко уйти. Ближе к истине другая формула: «человек есть то, что он ест».

<< | >>
Источник: Балашов Л. Е.. Философия. 2005
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 2.4. Сократ:

  1. Он был увеличен до 3 лет, и это сразу сократило число голосующих на 3 млн чел.
  2. Проблема человека в античной философии. Нравственная философия Сократа.
  3. СОКРАТ
  4. 4. Школа Сократа.
  5. 6. Этическое учение Сократа
  6.   Смерть Сократа  
  7.   Сократ  
  8.   3. СОКРАТ
  9.   ПЛАТОН Апология Сократа
  10.   Сократ о самом себе
  11.   После признания Сократа~виновным
  12.   5. СОКРАТ
  13. ФЕАГ Демодок, Сократ, Феаг
  14. АЛКИВИАД II Сократ, Алкивиад
  15. Сократ, Менексен
  16. Критом, Сократ
  17. Евдик, Сократ, Гиппий
  18. Сократ, Алкивиад
  19. Лисимах, Мелесий, Никий, Лахет, сыновья Лисимаха и Мелесия, Сократ