<<
>>

  Майовтика  

Довести до сознания индивида дремлющее в нем знание при&зван был сократовский метод майовтики («повивального искус&ства»). Сократ считал, что спорить надо так, чтобы путем после&довательных рациональных шагов мысли человек сам приходил к истине, поскольку истину нельзя внушить, а можно только само&стоятельно открыть для себя.

Основным в учении Сократа было то, что к благу, даваемому общезначимым знанием, каждый приходит, что называется, сво&им умом.

Никакие внешние предписания не могут заставить чело&века вести себя хорошо, и в этом Сократ соглашался с Конфуци&ем. Человек сам должен понять, что надо поступать именно так, но ему нужно помочь «родить плод добродетели». Отвечая на об&винения, Сократ говорил, что никогда никого ничему не учил, а только не препятствовал другим задавать ему вопросы и задавал вопросы сам. Это и составляло суть того метода диалога и приве&дения к истине, который исповедовал Сократ.

Диалектика Сократа отличалась от китайской диалектики, ко&торая была прежде всего объективной и не знала искусства спора. «Великое дао не [может быть] названо; великий спор не [может быть решен] словами»[77]. А для становления философии нужно имен&но рациональное обсуждение как способ достижения истины. В этом проявился древнегреческий дух и гений Сократа. Метод Сократа хорош тем, что человек не принуждается к истине, а приходит к ней свободно. Философия — это свобода мысли, а не закабаление ее.

Ученик Сократа — Платон использовал его метод как форму своих произведений, и даже в первом произведении Платона, написанном не в форме диалога, — «Апология Сократа» — диа&лог между Сократом и его обвинителем Мелетом все же присут&ствует.

Для того чтобы дремлющее в душе человека знание прояви&лось, надо, чтобы он совершил над собой усилие познать то, что заложено в нем. Сократ обратил человека к самому себе, призвал его к самопознанию. Отсюда афоризм, который он часто повторял: «Познай самого себя». Это важнейший принцип, с которого берет свое начало этика как практическая философия, размышляющая не над тем, как устроен мир, а над тем, что в этом мире делать человеку и кто он такой.

Все основные направления учения Сократа связаны между со&бой, выявляя своеобразную структуру его духа. Утверждение «По&знай самого себя» происходило из утверждения, что «добродетель есть знание», и, стало быть, нравственное совершенство лично&сти невозможно без познания своих способностей и сил.

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Майовтика  :