<<
>>

«ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ»

, термин, использованный В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм» (гл. 4, § 6) для обозначения гносеологич. концепции, к-рая утверждает, что ощущения являются условными знаками (символами, иероглифами) вещей, не имеющими ничего общего с вещами и их свойствами.
«И. т.» была разработана нем. физиологом Г. Гельм-гольцем на основе т.н. закона специфич. энергии органов чувств. сформулированного нем. физиологом И. Мюллером (согласно этому закону, специфика ощущений определяется своеобразным устройством органов чувств. каждый из к-рых представляет собой замкнутую систему). Критика «И. т.» была дана Лениным с позиций теории отражения. Ленин показал, что ощущения представляют собой субъективный образ объективного мира, предполагающий как реальность отображаемого, так и сходство между образом и отображением. При этом диалектич. материализм отвергает метафизич. толкование ощущений как тождественных реальным вещам.

<< | >>
Источник: Федосеев, Ильичев. Философский энциклопедический словарь. 1986

Еще по теме «ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ»:

  1. ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ПО ПОВОДУ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В КЛАССИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ ДРЕВНОСТИ 
  2.   ЛЕЙБНИЦ-И. БУBE Брауншвейг, 15 февраля 1701 г.  
  3.   И. БУВЕ - ЛЕЙБНИЦУ Пекин, 4 ноября 1701 г.  
  4.   ЛЕЙБНИЦ - И. БУВЕ Берлин, 18 мая 1703 г.  
  5. Примечания 
  6.   «МО-ЦЗЫ» [††]
  7. О славянской письменности
  8. Общие характеристики Древнего Китая
  9. § 2. Китайская лингвистическая традиция
  10. «ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ»
  11. ПЛЕХАНОВ
  12. В тупиках субъективизма и теории иероглифов
  13. Г Л A B A XX ДРЕВНИЙ КИТАЙ
  14. «Судьба, завидуй!» Парадоксы Кнорозова
  15. ИСТОРИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА
  16. ПИСЬМЕННОСТЬ
  17. О НАСЕЧКАХ НА КЕРАМИКЕ И ОБ ИСТОКАХ КИТАЙСКОЙ ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
  18. I. СТРУКТУРА КИТАЙСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ. АНАЛИЗ ШЕСТИ КАТЕГОРИЙ ЗНАКОВ КИТАЙСКОГО ПИСЬМА