<<
>>

III. Новое время

Метафора Ф.Ницше «убили Бога» М.Хайдеггером была названа - онтологическое «ничтожествование», «онтологический нигилизм». «Зловещий, неприютный» - по Хайдеггеру - произошел отказ от Абсолюта, человечество отпало от Вечности, перестало соотносить с этим понятием свои мысли, чувства, действия.

Человек сам захотел стать богом на земле, царем природы. Он абсолютизировал свою индивидуальность в свой разум.

Прежний механизм формирования сознания, его понимания и объяснения был сломан, разрушен.

Переоткрытие проблемы сознания происходит в обстановке, когда человек освободился от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только через природную эволюцию (Ч.Дарвин).

Европейские философы и мыслители Нового времени в основном приняли мировоззрение «онтологического нигилизма» и попытались его выразить и обосновать. Человек объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Единственная реальность – индивид и его сознание.

«Я мыслю» Р.Декарта – это философия возвеличивания субъекта, абсолютизация человеческой деятельности и способностей.

Русские мыслители конца XIX – начала XX века назвали такую философию метафизикой индивидуализма и эгоизма, не признающей «никакого сверхиндивидуального самосознания и воли» (Л.П.Карсавин).

Метафора сознания в Новом времени - это мнимый возврат к античности и мнимый разрыв со средневековьем.

Разница:

  1. Сомнение в существовании строгой и адекватной корреляции между образом предмета в сознании и предметом вне сознания стало исходным пунктом декартовской модели сознания. Он изменил сам подход к проблеме сознания: единственным подлинным существованием вещей было признано их существование в мысли.
  2. Новая метафора: сознание – не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся и образы до того, как оно включается в общение с миром.

Совпадение: ни античность, ни Новое время не связывают сознание с тем пластом духовного опыта, где совершалось таинство духовного единения с Божественным.

Новое время и средние века:

Плотин

Декарт

Сознание

1) воспоминание о чем-то, что не есть сознание, а отражение того состояния, которое возникало в духовном опыте единения с Богом(вторичное, рефлексия)

Единственная несомненная реальность, а уровень рефлексии и рассуждения - основной

2) соприкосновение с иррациональными, мистическими элементами духа, по исходу религиозно, мистично

Связано с характеристиками предметного объективного мира

Человек – рационалист-позитивист

3) воспоминание о переживаемом блаженстве души, пребывавшей в состоянии Божественной простоты, оно эмоционально

Отождествлено сознание с мышлением. Мышление претендует на бесстрастность

4) существует для другого: для воспоминания о чем-то, где оно присуствовало

Сознание – мышление существует для себя, оно размышляет о себе, погружается в себя как единственную и несомненную реальность. Мысль самопорождает мысль и претендует на то, чтобы быть исходным данным Универсума. Когда я мыслю, я даю мысли существования

5) признавая сознание вторичным, не может даже помыслить, чтобы начать философствовать с признания «Я» и сознания чем-то основополагающим

Исходная точка отсчета для понимания мира, истории – человек, его сознание Ничто, взятое помимо человеческой деятельности, не допускается в качестве утверждений о мире

6) Сознание занимает всю сферу духовного опыта: выше него и первичнее него – безмолвная, не осознающая себя, т.е. бессознательная жизнь нашего «Я» в Боге.

Бессознательное пребывание души в единении с Божественным определяет содержание сознания и сам факт его существования

Сознание, отождествленное с рефлексией, способно прояснить, высветить все, даже самые темные уголки духовного внутреннего мира. Сознательное преобладает над бессознательным.

В Новом времени: о природе сознания: 1. считалось, что к содержанию опыта сознания относятся только такие данные, которые можно повторять, воспроизводить бесконечное число раз (категории рассудка, формы созерцания); 2. Содержание сознания – лишь то, что удовлетворяло критерию наблюдаемости (рационально воспроизводить свое содержание, развернуть его с помощью рефлексии в какую-то схему – структуру, и при желании – повторить).

Итак, Декарт заложил основы отождествления сознания и души с предметно-логическим содержанием. В сознании восторжествовали правила логики и стремления переделать все, подправить, улучшить в соответствии с логикой. Сознание перестали отличать от познания. Люди создали образ мира, соответствующий структуре их духовного опыта.

<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме III. Новое время:

  1. 12.2. Предпосылки формирования политической философии вновое время
  2. Возрождение и Новое время
  3. III. Новое время
  4. И.З. Шишков ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  5. Кораблева Т.Ф. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ XYIII ВЕКА
  6. III. Новое время
  7. ГЛАВА III. СОБСТВЕННОСТЬ.
  8. Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
  9. Мы изложим здесь несколько замечаний об известных нам собраниях местных адатов в древнее время, а затем скажем о сборниках, составленных в 40-х и последующих годах под руководством местного Горского управления.
  10. ГЛАВА X. СТРАНЫ ВОСТОКА В НОВОЕ ВРЕМЯ
  11. ГЛАВА XI. РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
  12. Новое время и современность
  13. Государственные преступления в XVIII веке
  14. «Различие»: от исторической семиотики к новому медиевализму
  15. Два понимангш детемпорализации в новом медиевалшме
  16. Медиевализм и «присутствие» прошлого («новый медиевализм»)
  17. Раздел II. История международных взаимоотношений в Новое время