<<
>>

  Новое время  

Отличие новоевропейской философии от древнегреческой в том, что исчезает идея блага как высшая. Этику заменяет гносео&логия (теория познания), а вместо вопроса «что есть истина?» главным становится вопрос «как возможно познание ее?».
На пер&вое место выходит неизвестное античности понятие субъекта как условия развития и познания (с декартовского «я мыслю» до кан- товских чистых форм созерцания). В выделении этого понятия, как показал Хайдеггер, проявилась душа западной культуры, ко&торая человека, называя его субъектом, ставит в основание миро&вого целого: или в познавательном смысле, как делает Кант, или в метафизическом, как делает Гегель, представляя его венцом саморазвития Абсолютной Идеи. Гегель говорит о западном прин&ципе индивидуальности, который, по его словам, впервые вы&ступил в философской форме в лейбницевой монадологии. Этот же принцип выдвигали Декарт, Кант и сам Гегель.

Вторая отличительная черта западной культуры, нашедшая выражение в философии Нового времени, — особая форма рацио&нальности, тесно связанной с чувствами, что дало основание философу и социологу П.Сорокину назвать западную культуру «чувственной». Рефлексии о себе представляют мышление, и лишь потом в процессе размышления открывается существование («мыс&лю, следовательно, существую», переходящее у экзистенциали&стов в «существую, следовательно, мыслю»).

Декарт говорил о двух субстанциях, Спиноза объединил две субстанции в одну. Затем последовала критика субстанций как та&ковых. Локк ниспроверг духовную субстанцию, Беркли — матери&альную. Но если нет ничего устойчивого, как возможно знание? По мнению Юма — только по ассоциации; по Канту — благодаря априорным формам созерцания и мышления.

Ф.Бэкон и Р.Декарт утверждали соответственно, что истину дают опыт и ясные, отчетливые суждения. Эксперимент и разум вступили в свои права после средневековой ночи.

Синтезировать эмпиризм и рационализм в рамках одной системы удалось Канту. По Канту, познание возможно потому, что разум переводит до&стигающие человека внешние впечатления в форму всеобщих ис&тин. Если для Платона гарантом истинности познания является пребывание души до воплощения на земле в мире идей, то Кант заменяет эту гипотезу на гипотезу вечного пребывания понятий в мозгу человека. Платоновский мир идей как идеальных неподвиж&ных образцов Кант модифицировал в мир неподвижных катего&рий мышления. Объективный идеализм Платона Кант заменил идеализмом субъективным, или трансцендентальным (переводится буквально «находящийся по сю сторону»). Усилив значение воли, поздний Кант, а затем Шопенгауэр и Ницше повторили путь от Платона к Аристотелю, путь, наблюдаемый позднее в христиан&ской философии.

Творческое величие человека растет, но абсолютная истина ускользает. Ее возвращает Гегель своей Абсолютной Идеей, ста&новящейся во времени. Кант придал познанию личностную ак&тивность, Гегель объективировал ее в представление об Абсолют&ной Идее. Отказ от агностицизма Юма и Канта привел к диалек&тике Шеллинга и Гегеля, в которой возможность знания обосно&вывалась тождеством бытия и мышления. Диалектика выступила как против метафизики в форме учения о субстанции, так и про&тив агностицизма. Материалистически переосмысленная диалек&тика Гегеля вошла затем составной частью в марксизм.

Систему Аристотеля можно назвать объективным реализмом, так как в ее основе лежит представление о действительности, дан&ной чувственному восприятию. Система Гегеля — субъективный реализм, так как в ее основе представление о самодвижущемся субъекте.

Гегель напоминает Аристотеля своей ориентированностью на развитие, но идет еще дальше, пытаясь выявить не только законы развития мира, но и законы развивающегося мышления. Гегель осуществил в содержательном плане то, что формально описал так: «История философии показывает, во-первых, что ка&жущиеся различными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития; во- вторых, что особые принципы, каждый из которых лежит в основании одной какой-либо системы, суть лишь ответвле&ния одного и того же целого.

Последнее во времени философ&ское учение есть результат всех предшествующих философских уче&ний и должно поэтому содержать в себе принципы всех их»1. Ге&гель демонстрирует это — три стадии его развивающейся систе&мы: платоновская, аристотелевская, кантовская. Сама гегелевская философия была кругом в рамках круга всей философии — от Платона через Аристотеля и Канта к Платону же.

Схема эта станет полностью понятной ниже. Пока отметим, что гегелевская философия есть модель развития философии как таковой.

Система Гегеля логически выстраивается следующим образом. Первое понятие — «бытие» соответствует стадии элеатов, следую&щее понятие — «становление» соответствует стадии Гераклита. Синтез их представляет систему Аристотеля. У Канта Гегель заим&ствует мысль, что в основании явлений лежит субъект, который есть у него Абсолютная Идея. Синтез Гегеля идет через диалекти&ческую смену стадий-систем. Число основных философских сис&тем до Гегеля равно трем, что соответствует гегелевской триаде. При последовательной смене стадий предыдущая не уничтожается полностью, и все они оказываются истинными в своем развитии.

Гегель завершил платоновскую, аристотелевскую и кантовскую фазы развития философии, представив их как процесс, аналог гераклитова «потока». Его система повторяет развитие системати&ческой философии за 2500 лет. Гегель объединил философию в одну систему и со свойственной немцам пунктуальностью довел ее до логического конца.

Система Гегеля стала вершиной рационально-обобщающей способности человека, впитавшей в себя три основные черты, присущие западной душе, — рациональность, индивидуальность, активность. Тайна новоевропейской культуры в этих словах. Де&карт дал представление о самосознании человека; Кант поднял личностную активность субъекта на небывалую ступень; Гегель довел ее до такого предела, что начал испаряться ее носитель — человек. У каждого из трех философов подчеркивалась одна сторо&на европейской души, и в то же время они все работали вместе.

Гегель — заключительный аккорд философской систематики. Он положил последний кирпичик, и здание приобрело строй&ность и завершенность. После Гегеля всеобъемлющие системы в философии стали невозможны. Последующие построения были уходом в идеологию (Маркс), антропологию (Кьеркегор), бессоз&нательное (Гартман), эмпирию (позитивизм), философию исто&рии (Ясперс), философию культуры (Шпенглер), возвращением к предыдущим этапам развития философской мысли — индий&ской (Шопенгауэр), китайской (Хайдеггер), средневековой (не&отомизм), кантовской (неокантианцы), привлечением философии для решения прикладных задач. Философия занимается челове&ком (экзистенциализм), анализом науки (неопозитивизм), куль&туры (культурология).

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Новое время  :

  1. 12.2. Предпосылки формирования политической философии вновое время
  2.   Новое время  
  3. Новое время («Дух капитализма»)
  4. III. Новое время
  5. III. Новое время
  6. Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
  7. ЧАСТЬ IV. НОВОЕ ВРЕМЯ
  8. НОВОЕ ВРЕМЯ
  9. ГЛАВА X. СТРАНЫ ВОСТОКА В НОВОЕ ВРЕМЯ
  10. ГЛАВА XI. РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
  11. Глава 12. Десакрализация: Политическое в Новое время. Либерализм как наиболее адекватное выражение "духа современности"
  12. "Новое время" как философское понятие